ИНФОРМАЦИЯ
И НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Москва, РШБА
2013
Стр.2
ББК 78.3
И74
Редакционная коллегия:
Жукова Т.Д., Колин К.К., Сибиряков П.Г.,
Соколов А.В., Урсул А.Д.
Информация и научное мировоззрение / Сб. статей. — М.:
Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. — 432 с.
ISBN 9785915400640
В сборнике рассматриваются актуальные научнометодоло
гические проблемы формирования современного научного ми
ровоззрения, а также новой информационной культуры в усло
виях становления глобального информационного общества.
Эти проблемы рассматриваются в тесной взаимосвязи с инфор
мационной и педагогической деятельностью школьных библи
отек, которые призваны выполнить в XXI веке свою новую гу
манитарную и когнитивную миссию — стать проводниками и
трансляторами научных знаний в российские школы. Именно
библиотекарь должен стать в информационном обществе ква
лифицированным проводником юного читателя в мире новых
знаний, помочь ему понять всю глубину, многогранность и
сложность современного мира, а также актуальные проблемы
современной жизни.
Книга предназначается, главным образом, для школьных
библиотекарей, административных работников и преподавате
лей средней школы.
На 1й обложке и цветной вкладке использованы работы художника
Олега Высоцкого www.artstudio.ee.
На 1й обложке – «Древо Мировое» из цикла «Дыхание космоса»
© Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013
© Авторы статей, 2013
ISBN 9785915400640
Стр.3
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, про
фессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ инфор
мационных технологий социальной сферы Кемеровского госуда
рственного университета культуры и искусств.
Днепровская Наталья Витальевна, кандидат экономических на
ук, доцент, начальник Отдела управления знаниями Московского
государственного университета экономики, статистики и инфор
матики.
Жукова Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогических наук,
президент Русской школьной библиотечной ассоциации.
Колин Константин Константинович, доктор технических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сот
рудник Института проблем информатики РАН.
Костина Анна Владимировна, доктор философских наук, доктор
культурологии, декан факультета философии, культурологии и
искусства Московского гуманитарного университета.
Нижегородцев Роберт Михайлович, доктор экономических наук,
профессор, зав. лабораторией Института проблем управления РАН.
Селетков Сергей Николаевич, доктор технических наук, про
фессор, профессор Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики.
Сибиряков Александр Павлович, управляющий проектами
(Project Manager) и бизнестренер в области ИКТ.
Сибиряков Павел Георгиевич, кандидат технических наук, стар
ший научный сотрудник.
Соколов Аркадий Васильевич, доктор педагогических наук,
профессор, заслуженный работник культуры России, заслужен
ный деятель науки РФ, профессор СанктПетербургского госуда
рственного университета культуры и искусств.
Тихомиров Владимир Павлович, доктор экономических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ, научный руководи
тель Московского государственного университета экономики,
статистики и информатики.
Урсул Аркадий Дмитриевич, доктор философских наук, профес
сор, академик АН Молдавии, заслуженный деятель науки РФ, ди
ректор Центра исследований глобальных проблем и устойчивого
развития Российского государственного торговоэкономического
университета.
421
Стр.422
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.....................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. Становление информационного общества и новая
миссия школьных библиотек в XXI веке
А.В. Соколов. Гуманистическая миссия библиотек
в информационном обществе.......................................................11
Библиотечное дело и информационное общество ......................11
Понятие и эталонная формула гуманизма................................12
Миссия российских библиотек...................................................20
Гуманистическая миссия российских библиотек.......................28
Судьбы библиотек в информационном обществе.......................32
Информатизация гуманизма и гуманизация информатизации...37
Выводы.......................................................................................43
А.П. Сибиряков, П.Г. Сибиряков. Судьба книги и судьба
библиотеки в информационном обществе..................................46
Сравнение бумажных и электронных книг ................................46
Взгляд специалистов в области ИКТ на проблему использования
электронных текстов ...............................................................51
Облик библиотеки в информационном обществе ......................56
Т.Д. Жукова. Когнитивная миссия школьной библиотеки ........61
Школьная библиотека – когнитивный ресурс современного
образования ................................................................................61
Российский и международный опыт создания «умной
библиотеки» ...............................................................................67
Эмиссары культуры: новые задачи школьных педагогов
библиотекарей............................................................................73
Международный конгресс школьных библиотек в России .........77
РАЗДЕЛ 2. Современный мир и проблема формирования
информационного научного мировоззрения
К.К. Колин. Человек в изменяющемся мире и проблема
научного просвещения .................................................................81
Актуальность проблемы............................................................81
422
Стр.423
Цель, задачи и методология научного просвещения...................83
Структура знаний для формирования научного
мировоззрения.............................................................................85
Противоречия в современном мире и задачи системы
образования........................................................................................88
Современные задачи научного просвещения ..............................93
Заключение ................................................................................97
К.К. Колин. Овладение информацией — стратегическая задача
развития современного общества.................................................99
Актуальность проблемы............................................................99
Структура проблемы овладения информацией........................101
Наука об информации в инновационном развитии
общества..................................................................................102
Информатика как наука.........................................................104
Структура предметной области информатики .....................106
Современное состояние информатики как науки....................111
Перспективные направления развития информатики ............113
Информатика в системе образования.....................................120
Международное сотрудничество в изучении информации.......121
Заключение ..............................................................................124
А.В. Костина. Информационное общество: основные
особенности и противоречия развития......................................126
Особенности и противоречия культуры информационного
общества..................................................................................127
Социальная структура информационного общества ..............132
Сетевое неравенство в информационном обществе................134
Информационное общество как новый этап общественного
развития .................................................................................137
Р.М. Нижегородцев. Становление информационного
мировоззрения и задачи сферы образования ............................151
Грамотность в эпоху информационных технологий ................151
Распознавание образов: специфика человеческого
мышления .................................................................................154
Задачи сферы образования .......................................................158
Компетенции педагога информационной эпохи .......................165
Рынок квалифицированного труда: сдвиги, к которым мы не
готовы......................................................................................169
423
Стр.424
РАЗДЕЛ 3. Перспективные направления развития науки,
образования и культуры в информационном обществе
А.Д. Урсул. Информационная глобалистика как основание
глобального мировоззрения .......................................................177
Несколько подходов к пониманию природы информации..........177
Информация как всеобщее свойство материи.........................179
Информация, информационный подход, информатика ...........183
Становление глобального мировоззрения .................................185
Глобальное мышление...............................................................192
Глобалистика в информационном ракурсе...............................194
Области исследования и перспективы информационной
глобалистики ...........................................................................198
К.К. Колин, А.Д. Урсул. Философия информации и становление
информационной культурологии ..............................................204
Философия информации как философское основание
информационного мировоззрения .............................................204
Информационное понимание феномена культуры ...................209
Информационный критерий социального развития.................213
Культура и цивилизация ..........................................................215
Предмет и задачи информационной культурологии ................216
Заключение ..............................................................................227
Н.И. Гендина. Информационная культура личности: творчество
и креативность............................................................................229
Потребность в креативном специалисте ...............................229
Определение понятия «креативность»....................................235
Креативность и творчество ...................................................238
Влияние информационной культуры на формирование
творческой и креативной личности ........................................239
К.К. Колин. Информационная антропология ...........................248
Актуальность проблемы ..........................................................248
Структура предметной области информационной
антропологии...........................................................................250
Философские основы информационной антропологии..............252
Психологические проблемы информационной антропологии....258
Социальнокультурологические проблемы информационного
общества..................................................................................262
424
Стр.425
Информационные аспекты жизнедеятельности организма
человека ...................................................................................266
Человек в информационном обществе и новые угрозы для
интеллектуальной безопасности.............................................270
Заключение ..............................................................................276
К.К. Колин. Человек и гармония: информационная концепция
искусства и творчества................................................................277
Искусство и эстетика ............................................................277
Информационные и философские основания гармонии ............279
Законы гармонии в искусстве и творчестве............................283
Информационные основы искусства и творчества .................289
РАЗДЕЛ 4. Информационные проблемы развития общества
в системе образования
В.П. Тихомиров. Смартобразование — новые возможности для
развития в информационном обществе.....................................303
Смарттехнологии и новая концепция
социальноэкономического развития .......................................303
Управление индивидуальным и корпоративным контентом....311
Новый характер взаимодействия преподавателя и студента...315
Внедрение электронного Smartобразования в жизнь .............316
С.Н. Селетков, Н.В. Днепровская. Экономика знаний
и информационные ресурсы общества......................................320
Факторы развития экономики знаний ....................................321
Информационные ресурсы инновационной экономики..............331
Информационные ресурсы образования....................................342
Заключение ..............................................................................354
К.К. Колин, А.Д. Урсул. Социальная информатика как наука
и образовательная дисциплина ..................................................356
Социальная информатика как наука ......................................356
Социальная информатика как образовательная дисциплина...365
Перспективы развития социальной информатики .................369
Н.И. Гендина. Информационная культура личности в структуре
библиотечноинформационной деятельности .........................371
Информационная культура личности и проблема подготовки
библиотечноинформационных кадров высшей квалификации...371
425
Стр.426
Информационная культура как междисциплинарное научное
направление..............................................................................376
Отличительные особенности информационной культуры
библиотечноинформационных специалистов .........................380
Информационная культура как учебная дисциплина...............384
Структура и содержание учебной дисциплины
«Основы информационная культуры личности»......................400
Заключение...................................................................................402
Рекомендуемая литература...........................................................405
Приложение: Окинавская Хартия глобального
информационного общества ......................................................410
Сведения об авторах.....................................................................421
Содержание ..................................................................................422
Table of contents ............................................................................427
426
Стр.427
CONTENTS
Preface..............................................................................................3
SECTION 1. Making of the information society: new mission of school
libraries in the XXI century
A.V. Sokolov. Humanistic mission of libraries in the information
society .............................................................................................11
Library science and the information society ...................................11
Concept and reference formula of humanism .................................12
Libraries' mission in Russia ..........................................................20
Humanistic mission of Russian libraries ........................................28
Library prospects in the information society ...................................32
Informationdriven humanism and humanismdriven information ...37
Conclusions.................................................................................43
...........................................................................................................
A.P. Sibiriakov, P.G. Sibiriakov. Prospects of book culture
and libraries in the information society ............................................46
Paper books versus digital books ...................................................46
Using digital texts: IT specialist perspective....................................51
Library design in the information society .......................................56
T.D. Zhukova. Cognitive mission of school libraries in 21st century ...61
Proactive learning for sustainable development ..............................61
Bridging digital inequality ............................................................67
Lifelong learning .........................................................................73
SECTION 2. The problem of informationbased scientific worldview
creation in the modern world
K.K. Kolin. Humans in a changing world: the problem of scientific
education and enlightenment ..........................................................81
Importance of the issue.................................................................81
The purpose, objectives and methods of scientific education and
enlightenment..............................................................................83
Structure of knowledge for developing a scientific worldview ...........85
Educational goals in the modern contradictory world .....................88
Current aims of scientific enlightenment ........................................93
Conclusions.................................................................................97
427
Стр.428
K.K. Kolin. Information acquisition as strategic goal of the modern
society.............................................................................................99
Importance of the issue.................................................................99
The structure of the information acquisition problem ....................101
Information sciences in the society developing through innovations.....102
Informatics as a science..............................................................104
The subject matter and structure of informatics ............................106
The modern state of informatics ..................................................111
Informatics perspectives for development areas.............................113
Informatics in the system of education .........................................120
International cooperation in information studies ..........................121
Conclusions...............................................................................124
A.V. Kostina. The information society: its main features
and development contradictions ....................................................126
The information society culture, its features and controversies.......127
Social structure of the information society....................................132
Network inequality in the information society...............................134
The information society as a new stage of societal
development ..............................................................................137
R.M. Nizhegorodtsev. Information mindset devolvement through
educational goals ...........................................................................151
Literacy in the age of information technology ...............................151
The specific nature of image recognition in humans ......................154
Educational goals and targets .....................................................158
Teacher competencies in the information age ..............................165
Qualified labor market: trends we are not ready to face ................169
SECTION 3. Science, education and culture in the information
society: prospects of development
A.D. Ursul. Information Globalistics as the foundation
of the global outlook......................................................................177
Several approaches to understanding the nature of Information.....177
Information as the universal characteristic of the matter ...............179
Information, informationbased approach, Informatics ................183
Global thinking..........................................................................192
Information aspects in globalization studies .................................194
Information Globalistics: research areas and perspectives .............198
428
Стр.429
K.K. Кolin, A.D. Ursul. The philosophy of information and the
devolvement of information culturology ........................................204
The philosophy of information as the basis of information worldview ..204
The phenomenon of culture viewed from the information point of view...209
The information criterion of social progress .................................213
Culture and civilization..............................................................215
The subject and goals of Information Culturology.........................216
Conclusions...............................................................................227
N.I. Gendina. Information culture of an individual: creativity
and creating...................................................................................229
Demand for creative professionals ...............................................229
The concept of creativity.............................................................235
Creativity and creating...............................................................238
The impact of the information culture on personal creativity
and creative power .....................................................................239
K.K. Kolin. Information anthropology...........................................248
Importance of the issue...............................................................248
The subject matter and structure of information anthropology .......250
The philosophical foundations of information anthropology...........252
The psychological aspects of information anthropology .................258
Sociacultural problems of the information society........................262
Information aspects of human vital functions ...............................266
The individual in the information society: new intellectual safety
and security issues......................................................................270
Conclusions...............................................................................276
K.K. Kolin. Humankind and harmony: the information theory of art
and creativity.................................................................................277
Art and a esthetics......................................................................277
The philosophical and information foundations of harmony ..........279
Laws of harmony in art and creativity .........................................283
The information foundations of art and creativity.........................289
SECTION 4. The information problems of societal development:
the education system perspectives
V. P. Tikhomirov. Smart education: new development possibilities in
the information society .................................................................303
429
Стр.430
Smart technologies and the modern concept of social and economic
development .............................................................................303
Individual and corporate content management.............................311
A new type of interaction between a teacher and a student.............315
Esmart Learning implementation...............................................316
S. N. Seletkov, N. V. Dneprovskaya. Knowledge economy and
information resources of society ....................................................320
Factors of knowledge economy development.................................321
Information recourses of innovative economy...............................331
Information recourses of education..............................................342
Conclusion ................................................................................354
K. K. Kolin, A. D. Ursul. Social Informatics as a science and a branch
of learning .....................................................................................356
Social Informatics as a science ...................................................356
Social Informatics as a branch of learning...................................365
Social Informatics development prospects ....................................369
N. I. Gendina. Information culture of an individual in the structure
of library and information activities ..............................................371
Information culture of an individual and the problem of training
topqualification librarians and information personnel .................371
Information culture as a crossdisciplinary research area .............376
Librarians and information specialists: the peculiar features
of their information culture .........................................................380
Information culture as a branch of learning .................................384
«Information culture of an individual» as an academic discipline:
structure and content..................................................................400
Conclusion.....................................................................................402
Suggested reading ..........................................................................405
Appendix: Okinawa Charter on Global Information Society...........410
Note on the authors........................................................................421
Contents........................................................................................422
Table of contents ............................................................................427
Стр.431
ББК 78.3
Editorial Board:
T. D. Zhukova, K. K. Kolin, P. G. Sibiriakov,
A. V. Sokolov, A. D. Ursul
Information and scientific worldview / A collection of articles. —
Moscow, Russian School Library Association, 2013. — 432 p.
ISBN 9785915400640
The paper collection addresses to current scientific and method
ological problems pertinent to the formation of modern scientific
worldview, and also looks at the new information culture against the
background of developing of the Global Information Society. These
problems are studied in close connection with the information and
educational activity of school libraries whose new humanitarian and
cognitive mission in the XXIst
century is to share scientific knowledge
between the realms of science and education. In the information
society, it is the librarian who should act as a good guide taking young
minds into a new world of knowledge, helping them perceive the
depth, multifaceted nature and complexity of the modern world, and
comprehend the challenges of presentday life.
The book is mainly intended for school librarians, administrative
staff and school teachers.
The front cover and the color insert use pictures by Oleg Vysotski
www.artstudio.ee.
© Russian School Library Association, 2013
© The authors of the papers, 2013
ISBN 9785915400640
Стр.432