ние всеобщности информации я использую и здесь, считая его достаточно плодотворным и наиболее перспективным. <...> Эта точка зрения на природу информации с течением времени по лучает немало основательных подтверждений, что убеждает меня в правильности выбранного пути исследования. <...> Вместе с тем известное понимание, основанное на том, что информа ция присуща лишь биологической или даже социальной ступе ни эволюции, я не считаю ошибочным. <...> Это просто иной, более ограниченный способ видения мира, который связывает ин формацию только с управлением либо только с мышлением. <...> Характерно, что к пониманию всеобщности информации тяготеют, в основном, естествоиспытатели, особенно предста вители наук о неживой природе, а к социоцентрическому виде нию информационных процессов — специалисты в области социальногуманитарного знания. <...> Эти представители двух культурных традиций пока никак не могут договориться между собой, на что в свое время обратил внимание физик и писатель Ч. <...> Информация как всеобщее свойство материи Я здесь и далее буду развивать подход к исследованию фено мена информации, который основывается на признании все общности информации. <...> В самом общем виде предполагается, что информация, так же, как и энергия, существует во всех сферах и фрагментах мироздания, является характеристикой всех материальных систем и форм существования материи в мироздании. <...> Согласно этому подходу при взаимодействии материальных объектов (систем) между ними происходит обмен не только ве ществом и энергией, но и информацией. <...> Если акцентировать внимание только на информационном аспекте этого взаимо действия, то его можно рассматривать как «расширенный» от ражательнокоммуникативный процесс, выходящий за преде лы социума. <...> Этот процесс в общем виде характеризует не толь См. <...> Ин туиция и логика в искусстве и науке. <...> 3 179 ко общение между людьми и вообще между живыми существа ми, но и обмен информацией <...>