Авторская песня как жанровая лаборатория «социализма с человеческим лицом». <...> . 134 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Из истории европейского фарфора. <...> Дуб как образ-символ в стихотворении А.И. Фета «Одинокий дуб» и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». <...> КАНОН* Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был художественный символ, видную роль в процессе творчества играло каноническое художественное мышление, внутренняя, а нередко и внешняя нормативизация творчества, канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов. <...> Точнее, меняется духовноэстетический опыт человека на новом культурно-цивилизационном 9 В.В. Бычков этапе, и он может быть закреплен новой канонической системой, если для этого этапа характерен канонический тип мышления. <...> На Западе этот процесс начался с итальянского Ренессанса, однако в XVII в. предпринимается искусственная попытка возрождения канонического мышления уже в чисто эстетической сфере мирского искусства. <...> Искусство Нового времени, начиная с Возрождения, активно отходит от канонического мышления к личностноиндивидуальному типу творчества. <...> Непосредственным побуждением к публичной ревизии основ искусства послужила для меня интригующая своей безысходностью, не сходящая с телеэкранов информация о О границах искусства. <...> В новейшем новаторстве не видно и вложенного труда, «молчаливого спутника ночи», 14 О границах искусства. <...> Жгучий вопрос если не считать усилий, которые идут на изобретение не виданных, не слыханных еще приемов, призванных огорошить публику (и, напротив, требуется утомительный и душевредительный труд со стороны реципиента, т.е. зрителя или слушателя). <...> Автор реферируемой статьи понимает под субкультурой «реальные городские социальные группы, занятые нетрадиционными, необычными, выходящими за пределы ежедневных потребностей основной массы населения и обычной (массовой) культуры практиками» (с. <...> Учрежденные непосредственно <...>
Культурология_№2_2011.pdf
Основные принципы искусства. Канон
1
Стр.1
В.В. Бычков
УДК 168.522
ББК 71.0
К 90
ИНИОН РАН
Центр гуманитарных
научно-информационных исследований
Серия «Теория и история культуры»
Отдел культурологии
Редакционный совет серии:
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук, С.Я. Левит –
кандидат философских наук, Ю.Ю. Чёрный – кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, главный редактор,
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит –
кандидат философских наук, Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова
Редактор-составитель выпуска –
доктор филологических наук И.Л. Галинская
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
К 90
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.
науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.:
И.Л. Галинская, гл. ред., и др. – М.: ИНИОН, 2011. – (Сер.:
Теория и история культуры / Ред. совет: Л.В. Скворцов, пред.,
и др.). – 2011. – № 2 (57) / Ред.-сост. вып. И.Л. Галинская. –
232 с.
Содержание издания определяют разнообразные материалы
по культурологии.
Contents of this issue cover various material on culturology.
ISSN 2073-5588
УДК 168.522
ББК 71.0
© ИНИОН РАН, 2011
2
Стр.2
Основные принципы искусства. Канон
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
В.В. БЫЧКОВ. Основные принципы искусства. Канон. ..................... 7
Р.А. ГАЛЬЦЕВА. О границах искусства. Жгучий вопрос................. 12
Х. ГЮНТЕР. О красоте, которая не смогла спасти социализм. ........ 20
Е.Ю. ПЛЕШИВЦЕВА. Пространство и время европейской
культуры. ............................................................................................ 25
П.В. РАЗИН. Журналы в мире субкультурных сообществ. ............... 28
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
А.Н. МЕЩЕРЯКОВ. Открытие Японии и реформа японского тела
(вторая половина XIX – начало XX в.). ........................................... 30
Е.Л. СКВОРЦОВА. Романтизм и японская эстетическая традиция.36
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
И.С. СКОРОПАНОВА. Русская литература ХХ века
как эстетический и социокультурный феномен. ............................. 55
С. СМИЛЬКОВИЧ. Образы в сказках А.С. Пушкина....................... 57
Л. ШАРУГА. Выписки из культурной периодики.............................. 59
Р. ДЖАГАЛОВ. Авторская песня как жанровая лаборатория
«социализма с человеческим лицом»............................................... 62
3
Стр.3
Содержание
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ
ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
М. РАКУ. Поиски советской идентичности в музыкальной культуре
1930–1940-х годов: Лиризация дискурса..........................................67
О Шопене..................................................................................................73
Я. ПЛАМПЕР. Алхимия власти: Культ Сталина
в изобразительном искусстве............................................................77
А.И. ДЕМЧЕНКО. Ранний русский авангард и «Нос»
Д. Шостаковича...................................................................................83
В.В. БЫЧКОВ. Художественно-эстетическое credo Кандинского....91
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА
М. ЖЕЛЕЗНОВА. Пробковый шлем. .................................................108
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
С.С. ВОРОНЦОВА. Концепты религии в фольклоре…………….. 110
КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ
И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Художественная культура Средневековья. ....................................114
Песнь о Роланде. ...............................................................................117
Ж.К. БОЛОНЬ. История безбрачия и холостяков. ...........................121
ФЕНОМЕНЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ
А. СТЕПНОВ, Ш. БЕГЛИ. Долговечное сияние разума………….130
А. МОНГАЙТ. Фальш-арт. ..................................................................131
Я. ЯРРЕТ, Ш. БЕГЛИ. Нефтяная проформа.....................................132
4
Стр.4
Основные принципы искусства. Канон
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
И. БУЗУКАШВИЛИ. Галерея Тейт-Бритн. ...................................... 134
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Из истории европейского фарфора................................................. 136
Ф. ОСМАНОВА. Ветреный язык. ...................................................... 141
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
А. КОНСТАНТИНОВ. От Рима до дискотеки. ................................ 144
Л.В. СКВОРЦОВ. Образ «птицы небесной» и образ «халявщика»:
Культурологическое сопоставление............................................... 146
М.Е. АНИКИНА. Куда идет ТВ: От журналистики к
развлечению………………………………………………………...155
П. ГОЛЬДИН. «Совы не то, чем они кажутся»: Игра «Что? Где?
Когда?» без телевизора и дивана. ................................................... 157
С.И. ЖУК. Запад в советском «закрытом» городе: «Чужое» кино,
идеология и проблемы культурной идентичности на Украине
в брежневскую эпоху (1964–1982 годы). ....................................... 163
А. МЕДВЕДЕВ. 100 минут Европы.................................................... 165
В. МАНН. Что слушает поляк в Польше XXI века? ......................... 166
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
И.В. СТЕЧКИН. Трансформация социально-функциональных ролей
журналиста в Интернете.................................................................. 169
В. ДРУК. Автор 2.0: Новые вызовы и возможности. ........................ 171
К. КОБРИН. News of the World и World of the News........................ 177
В.В. КИХТАН. Образовательные порталы в Сети............................ 181
Н. МАКСИМОВ. Игорное наблюдение. ........................................... 183
5
Стр.5