Рождение культурологии в России XIX–XX веков . <...> Поэт перед зеркалом: Поэтические автопортреты Владислава Ходасевича . <...> Материальная культура раннего детства, 1600–1900.144 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ О.А. <...> Петербургский стиль в зеркале позитивной и негативной мифологии города . <...> МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Парадигмы истинного бытия: Культурологический разрез. <...> Океанский, Ж.Л. Океанская РОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ В РОССИИ XIX–XX ВЕКОВ * Первый русский культуролог А.С. Хомяков (1804–1860), один из основоположников славянофильства, член-корреспондент Петербургской АН (1856), писал об «аполлонизме» и «дионисизме» как о двух метафизических универсалиях культуры еще за 30 лет до Ф. Ницше <...> Рождение культурологии в России XIX– XX веков // Наука о культуре: Теория и история (Метафизика и персонология): Учеб. пособие. <...> 8 Рождение культурологии в России XIX–XX веков Публициста и литературного критика К.Н. Леонтьева (1831–1891) авторы реферируемой работы называют самым драматичным русским культурологом XIX в. и анализируют его труд «Византизм и славянство» (1875). <...> С 1972 г. 77-летний профессор психиатрии Джордж Вейллант руководит гарвардским проектом по поиску формулы счастья. <...> 17 Профессор Джордж Вейллант в 1970-е годы расширяет рамки проекта, включив в него еще 456 человек. <...> С выпускниками Гарварда их роднит только одно: это белые мужчины без судимостей. <...> Пока выпускники элитного Гарварда делали карьеру, женщины нянчились с детьми или работали медсестрами, секретаршами и библиотекарями. <...> В ходе гарвардского исследования Джордж Вейллант доработал эту модель. <...> А мужчины из первой группы – выпускники Гарварда – прожили не менее 75 лет. <...> Это главное открытие, которое сделал профессор Вейллант за 40 лет исследований. <...> Г. 23 Е.А. Кострова ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА ФЕРДИНАНДА ЭБНЕРА Фердинанд Эбнер (1882–1931) всю свою жизнь прожил в Австрии и большую ее часть работал простым школьным учителем. <...> Поначалу вызвавшие непонимание у читателей идеи Эбнера постепенно <...>
Культурология_№2_2012.pdf
УДК 008
ББК 71.0
К 90
ИНИОН РАН
Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Серия «Теория и история культуры»
Отдел культурологии
Редакционный совет серии:
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук,
С.Я. Левит – кандидат философских наук, Ю.Ю. Чёрный –
кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
И.Л. Галинская – доктор филологических наук,
главный редактор,
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат
философских наук, Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова
Редактор-составитель выпуска –
доктор филологических наук И.Л. Галинская
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
К 90
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр
гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред.
кол.: И.Л. Галинская, гл. ред., и др. – М.: ИНИОН, 2012. –
(Сер.: Теория и история культуры / Ред. совет: Скворцов
Л.В., пред., и др.). – 2012. – № 2 (61): / Ред.-сост. вып.
И.Л. Галинская. – 240 с.
Содержание издания определяют разнообразные материалы
по культурологии.
Contents of this issue cover various material on culturology.
ISSN 2073-5588
ББК 71.0
© ИНИОН РАН, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
В.П. ОКЕАНСКИЙ, Ж.Л. ОКЕАНСКАЯ.
Рождение
культурологии в России XIX–XX веков ........................................8
Е. ДАНИЛОВА. История о типографике .........................................11
ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Секреты счастья! ..................................................................................13
Е.А. КОСТРОВА. Философия диалога Фердинанда Эбнера.........24
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
НИКА ИВАНОВА. Острова, острова…...........................................32
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
А.Б. ПЕРЗЕКЕ. Фольклорно-мифологические мотивы поэтики
образа Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» ......34
Ю. ЛЕВИНГ.
ИЛЬЯ КЛИГЕР. Исторические события и загадочный герой
Достоевского в «Преступлении и наказании» .............................36
Интерпретируя
пустоту:
Последний
незаконченный роман Владимира Набокова «Лаура и ее
оригинал»..........................................................................................39
А. ЖОЛКОВСКИЙ, Л. ПАНОВА. Песни жесты мужское
женское: К поэтической прагматике Анны Ахматовой..............41
Н. ГОНЧАРОВА. О так называемых «дневниковых записях»
Анны Ахматовой..............................................................................44
3
Стр.3
Т.Л. СКРЯБИНА. Поэт перед зеркалом: Поэтические
автопортреты Владислава Ходасевича ......................................... 48
А.С. КАНОББИО. Два «новогодних» рассказа В. Шукшина ....... 62
АНДРЕЙ КРАСНЯЩИХ. Потрясающий........................................ 64
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННЫХ
ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ВАЛЕРИЙ ПРОСТАКОВ. Имя, вырезанное в тверди
альгарробо и кебрачо ...................................................................... 67
ПАВЕЛ РУДНЕВ. Поляки в Москве: Урок социального театра .. 71
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
ВИКТОР КУЛЛЭ. Театр и храм ....................................................... 82
КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ,
СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
В.Д. ДАЖИНА. Рафаэль Санти – мастер высокой реальности ..... 85
ФЕНОМЕНЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ
ДЖОН ДАЙСОН. Солнечный шторм.............................................. 90
МАЙКЛ КЕДЕМ. «Это убьет то» ..................................................... 92
НАТАЛЬЯ ИВАНОВА. А вдруг они проснутся?........................... 99
СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
Я.Э. ГОЛОСОВКЕР. Логика античного мифа. Воображение
как познавательная способность ................................................. 102
Е.Л. ЯКОВЛЕВА. Мифологический
символ
как
специфическая категория культуры............................................ 105
НИКИТА ШАБАНОВ. Тайны Иеронимуса Босха....................... 110
Н. КЛЕЙМАН. Три жеста Ивана Грозного ................................... 113
АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ. Острое дело....................................... 115
4
Стр.4
РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
БРОНИСЛАВ КОДЗИС. Драматургия первой волны русской
эмиграции .......................................................................................118
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
ВИКТОР КУЛЛЭ. Тайна Страдивари............................................125
Жоржи Амаду .....................................................................................129
И.Л. ГАЛИНСКАЯ. Рыцарь литературы – Виктор Некрасов.....131
К. АЗАДОВСКИЙ. Переводчик и его время: Соломон Апт,
(1921–2010).....................................................................................134
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
О.С. РАЗИНКОВА. Коллизия повседневностей в сказке
Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» ...............................137
Т.Г. СТРУКОВА. Повседневность и литература ..........................139
Ю.И. БОРСЯКОВ. Философские основания феномена
повседневности ..............................................................................142
К. КАЛВЕРТ. Дети в доме. Материальная культура раннего
детства, 1600–1900.........................................................................144
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
О.А. КРИВЦУН. Аура произведения искусства: Узнаваемое и
ускользающее.................................................................................156
ЛЕВ БЕРДНИКОВ. Предерзкое щегольство.................................160
ВАЛЕРИ СТИЛ, ДЖЕННИФЕР ПАРК.
Готика.
Мрачный гламур ............................................................................168
А.К. ФЛОРКОВСКАЯ.
Художественное
в пространство. Средовый подход в
излучение
искусстве
СССР 1970–1980-х годов..............................................................172
5
Стр.5