С.А. Малахова ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ «ГОРДОСТЬ» И «СТЫД» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ∗ Лингвокультурология изучает обыденную картину мира, представленную в повседневной речи носителей языка и в разнообразных культурных текстах. <...> Культурный концепт является одним из основополагающих понятий лингвокультурологии. <...> «Гордость» и «стыд» представляют собой личностно-эмоциональные концепты, они характеризуют языковую личность и соответствующую ей языковую картину мира, а также связаны с духовной сущностью человека. <...> «В представлениях философской этики о гордости и стыде отражается общественно-исторический опыт» (с. <...> В средневековой философии «гордость» рассматривалась как грех, а «стыд» – как последствие греха. <...> Философия Нового времени понимает «стыд» в качестве отрицательной эмоции, а «гордость» – это то ли благородство, то ли недостаток. <...> Западноевропейская философия XIX в. также видит «стыд» как эмоцию отрицательную, а еще как стремление к избавлению. <...> Для этой философии «гордость» является положительным качеством человека. <...> Русская философия XIX в. пишет о «стыде» как о положительном качестве духовной личности, а «гордость» для нее – грех. <...> Личностно-эмоциональные концепты «гордость» и «стыд» в русской и английской лингвокультурах. <...> 220 Личностно-эмоциональные концепты «гордость» и «стыд» Концепты «гордость» и «стыд» в религиозном дискурсе складывались под воздействием евангельской этики. <...> В христианстве гордость рассматривается как один из основных людских пороков, а стыд – это результат грехопадения. <...> Ведь именно в грехопадении человек впервые пережил стыд. <...> «Переживание Адамом чувства стыда явилось прообразом различных примеров, встречаемых в библейской истории» (с. <...> С.А. Малахова пишет, что «тексты религиозного дискурса содержат богатую информацию нравственного и лингвистического характера, позволяющую выделить семантику языковых реализаций исследуемых концептов <...>