Марголит ПО ПОВОДУ ОДНОЙ ЦИТАТЫ∗ Замысел двухсерийного кинофильма «Петр Первый» (режиссер Владимир Петров, сценарий Алексея Толстого) возник осенью 1934 г. Первоначальный сценарий (1934–1935) радикально отличался от позднейшего (1938). <...> Съемки начались в августе 1935 г. и шли до осени 1936 г., после чего наступил длительный перерыв. <...> Причиной этому было постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 14 ноября 1936 г. о запрете пьесы Д. <...> Бедного «Богатыри» и одноименного спектакля, поставленного в Камерном театре А. Таирова <...> Пародийную сказку обвинили в «антиисторизме» и глумлении над «носителями героических черт русского народа». <...> Развернулась кампания по борьбе с «антимарксистской историей», и наполовину готовый фильм был подвергнут коренной переработке. <...> 1-я серия «Петра Первого» вышла на экраны 31 августа 1937 г. 1 сентября начинался учебный год и в силу вступал только что утвержденный учебник для 3-го и 4-го классов младшей школы «Краткий курс истории СССР». <...> Таким образом, «Петр Первый» официально утверждал новый исторический канон (с. <...> Это было первое, самое раннее по времени воплощение на экране модели державного, имперского эпоса. <...> Советский зритель, привыкший к ярлыкам типа «видный представитель паразитирующего эксплуататорского класса», с изумлением обнаруживал «пролетария на троне», одержимого высокой идеей укрепления мощи России. <...> «Преданный великой цели, герой не останавливался перед казнью сына, который оказался врагом великого дела. <...> Георгий Адамович назвал этот фильм «апофеозом безграничного, пусть и гениального самовластия, коленопреклоненное обожествление героя-тирана, беспредельно-презрительного к средствам». <...> Авторы статьи, однако, обращают внимание на ощутимое стилевое расхождение фильма, особенно его 1-й серии, с будущим каноном державного эпоса. <...> Эксцентричность героя совершенно несвойственна каноническим персонажам позднейшего историкобиографического фильма. <...> Пётр показан как революционер, «переворачивающий <...>