ТРИ ЖЕСТА ИВАНА ГРОЗНОГО∗ В статье анализируются три символических жеста Ивана Грозного в одноименном фильме С. <...> В сцене коронации шапку Мономаха возлагает на голову Ивана Грозного не митрополит Пимен, а сам Иван Грозный. <...> Вспоминается историческая параллель этому жесту Ивана – коронация Наполеона I, состоявшаяся 2 декабря 1804 г. в парижском соборе Нотр-Дам. <...> В последний момент Наполеон внезапно выхватил корону из рук папы Пия VII и сам надел ее себе на голову. <...> Тем самым Бонапарт давал понять, что своей императорской короной он обязан не благословению папы, а себе самому. <...> На известной картине Жака Луи Давида «Коронование Наполеона I» император Франции увенчан не короной, как христианские властители Европы, а золотым лавровым венком, как языческие императоры Древнего Рима. <...> «Не схожи ли по сути “вызывающая дерзость” Наполеона в соборе Парижской Богоматери и “самовенчание” Ивана IV в Успенском соборе (по фильму Эйзенштейна) – как “гражданская коронация”, унаследованная из Древнего Рима, как языческая церемония, хотя и совершенная в христианском храме?» (с. <...> Второй жест – ключевой в развитии 2-й серии фильма; им завершается эпизод «Первые казни». <...> Трем палаческим ударам сабли Малюты Скуратова соответствуют три взмаха руки ∗ Клейман Н. <...> Три жеста Ивана Грозного // От слов к телу: Сб. статей к 60летию Ю. <...> кланяющегося и крестящегося над жертвами Ивана, и вместо крестного знамения – выброшенная над незримыми обезглавленными телами рука царя с возгласом: «Мало! <...> » «Экранный Иван <.> намеренно и кощунственно прерывает крестное знамение» (с. <...> Этот жест должен был стать кульминацией третьей серии, а может быть, и всего фильма. <...> В эпизоде «покаяния» перед фреской Страшного суда в Успенском соборе, под бесконечный синодик убиенных в Новгороде и по всей Земле Русской, Иван, не добившись от Царя Небесного ответа – одобрения своих деяний, швыряет в изображение Бога посох. <...> Этот бросок посоха – не припадок жесткости дошедшего <...>