Павел Руднев УРОК СОЦИАЛЬНОГО ТЕАТРА* ПОЛЯКИ В МОСКВЕ: Программа польского сценического авангарда на «Золотой Маске» стала одной из важнейших точек российского фестиваля, крупнейшим событием московского сезона и, по мнению автора, «окажет колоссальное влияние на молодой режиссерский цех и смысловые нагрузки будущих российских спектаклей» (с. <...> Гжегожа Яжины, TR Warszawa Ученик Кристиана Люпы Гжегож Яжина, поставивший сценарий Пазолини «Теорема», говорит о кризисе капиталистических ценностей, доведших Европу до потери смысла жизни, воли к жизни, до социопатии. <...> Эстетически польский театр сегодня во многом уходит от национального к интернациональному. <...> Эстетически это выглядит как разворот на 180 градусов: от русского психологического театра и театрального наследия Польши (Люпа и его ученики всегда мыслили себя как оппозиция доктрине Гротовского) – в сторону немецкого формата. <...> Спектакль Яжины следует логике фильма Пазолини и в чемто заимствует его эстетику. <...> Гжегож Яжина показывает, как страшен бездуховный, утилитарный мир без идей и мечтаний, без трансцендентного, как бедна и бесприютна материя, изящная и комфортная, но холодная и неживая. <...> Когда кончается сюжет Пазолини, на видеоэкране появляются польские старики, которые говорят о прошлом, о социалистическом прошлом. <...> 1 Напомним, что фильм Пазолини – притча, а о главном герое – Посетителе (актер Теренс Стэмп) – режиссер говорил, что тот сочетает в себе дьявольское, божественное и нечто неуловимое. <...> Депрессивный дух польского спектакля очевиден и оправдан. <...> Яжина фиксирует состояние восточноевропейского общества, зависшего между резкой капитализацией и интеграцией в Евросоюз и не менее резкой утратой идентичности. <...> поллония» Кшиштофа Варликовского, Новый театр, Варшава «Пятичасовая “(А) полония” Кшиштофа Варликовского – без преувеличения, – убежден автор, – вершина европейского театра <…>. <...> Варликовский снова и снова задает важнейшие вопросы <...>