ЭСТЕТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ-ИСЧЕЗНОВЕНИЯ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА∗ На протяжении своей многовековой истории искусство вводило в поле зрения незримые магические силы, олицетворяло общие понятия, выражало эмоциональные состояния художника. <...> Даже в реалистическом портрете, пейзаже, в бытовом жанре получало визуализацию нечто скрытое за привычной поверхностью вещей. <...> Этот нимб передающих ощущения значений произведения был назван заимствованным у антропософии и оккультизма словом «аура». <...> использует это понятие как критерий демаркации традиционного и нового искусства. <...> Последнее, считает он, утратило ауру в силу своей шоково-развлекательной тактики, отвечающей требованиям массовой публики. <...> Техническое репродуцирование, размножение уникального творения, также возникающее под давлением запросов масс, – другая сторона того же процесса. <...> Действительно, «аура», как некая озаренность произведения значениями, привлеченными из ментальности эпохи, из исторической традиции, из личных идеалов художника, не столь типична для искусства ХХ в. <...> Тем не менее она существует и «делает видимым», т.е. предъявляет глазу то, что ранее уходило из поля зрения, ∗ Крючкова В.А. <...> Эстетика возникновенияисчезновения в искусстве ХХ века // Художественная аура: Истоки, восприятие, мифология. <...> Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. <...> 176 Увидеть невидимое показывает процесс постепенного проступания образа из хаотической тьмы. <...> В ХХ в. завершился начавшийся еще в эпоху Возрождения переход искусства от теологических оснований к антропологическим. <...> Искусство отказалось от аллегорий, от намеков на запредельный, недоступный земному глазу мир. <...> При этом идея незримого, ускользающего от чувственного восприятия возникала снова и снова, но теперь она обозначала не потусторонние сущности, не идеальные субстанции, но ограничения и загадки зрительного восприятия. <...> «Запредельный» мир, выпадающий из эмпирического <...>