Е.Л. Яковлева СПЕЦИФИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ* П.А. Флоренский писал: символ – это «органически-живое МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СИМВОЛ КАК единство изображающего и изображаемого, символизирующего и символизируемого. <...> Эмпирический мир делается прозрачным, и чрез прозрачность этого мира становятся видимы пламенность и лучезарный блеск других миров» (цит. по: с. <...> На мистическое, иррациональное содержание символа указывает в своих трудах и М. <...> Он отмечал, что мифологические символы открывают чудесную, необъяснимую сторону жизни и одновременно дают представление о сакральном измерении человеческого существования. <...> Например, символ Луны олицетворяет лунные ритмы, становление времени, рост растений, женщину, смерть и воскрешение, человеческую судьбу и др. <...> Ю.М. Лотман предлагал рассматривать символ как «текст», помогающий переносить ценностные смыслы из одного пласта культуры в другой. <...> С одной стороны, в своей инвариантности символ – «посланец» других культур, выразитель метакультурных ценностей, «проявление бесконечного в конечном», с другой – он реализуется в вари* Яковлева Е.Л. <...> Мифологический символ как специфическая категория культуры // Вестник Самарского гос. ун-та. <...> Кассирер подчеркивал, что символы, в том числе мифологические, есть «не пассивные отражения», а интеллектуальные, основополагающие понятия. <...> Характерная двойственность символа связана с чувственным восприятием и в то же время свободна от него. <...> Например, в любом художественном «образе» или в «образе» мифа открывается духовное содержание, которое, облекаясь в форму чувственного (зрительного, слухового или осязательного), выводит нас за пределы всякой чувственности. <...> Появляется специфическая игровая активность сознания, которая использует данность в качестве посредника. <...> «Естественная» символика, заложенная в самом сознании, с одной стороны, используется и фиксируется, а с другой – совершенствуется и усложняется. <...> Любой символ не только представляет <...>