СРЕДОВЫЙ ПОДХОД В ИСКУССТВЕ СССР 1970–1980-х годов∗ В ХХ в. появляются новые виды изобразительного искусства, ускользающие от прямого репродуцирования. <...> Возникают и развиваются новые техники и технологии искусства. <...> Само представление о художественном произведении изначально меняется. <...> Новый язык искусства, трансформируя «тело» художественного объекта, тем самым обнажает его другую составляющую, а именно ауру. <...> Новые виды искусства, зародившиеся в начале ХХ в., в эпоху символизма и авангарда, были зачатками вполне определившихся ко второй половине ХХ в. перформанса, «искусства действия», инсталляции, аудиовизуального искусства, кинетизма. <...> Выступая как самостоятельные направления, новые виды искусства имеют общее видовое сходство. <...> Все они являются различными жанрами «средового искусства» или инвайронмента, что связано с осознанием и выделением пространства в самостоятельный инструмент и предмет искусства. <...> Характерной чертой научной мысли ХХ в. стало понимание пространства, энергии и материи как связанного целого, что создало условия для развития возникшей еще во второй половине XIX в. научной теории поля. <...> В России одним из самых глубоких ∗ Флорковская А.К. <...> Средовый подход в искусстве СССР 1970–1980-х годов // Художественная аура: Истоки, восприятие, мифология. <...> 172 Художественное излучение в пространство исследователей пространства во всех его аспектах, физического и метафизического, был о. <...> Новые представления об устроении мира реализовывали себя не только в научных теориях, но и в художественных новациях. <...> Окружающий человека мир, состоящий из предметов, сил, пространств, теперь являл собой динамичное, многосоставное целое, пронизанное энергиями различной природы. <...> Более того, сам человек стал пониматься и учеными, и художниками частью окружающего мира, среды и одновременно отдельным миром, состоящим также из энергии и вещества. <...> И этот человек активно взаимодействовал с миром внешним. <...> Не случайно <...>