Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №2 2012

«ЧАПАЕВ» В СВЕТЕ ЭСТЕТИКИ ПРОТЯЖНЫХ ПЕСЕН (260,00 руб.)

0   0
Первый авторПлюханова
АвторыДушенко К.В.
Страниц2
ID472350
АннотацияВ своей заявке авторы «Чапаева» определили свое будущее произведение как фильм о «руководящей роли партии в эпоху становления Красной армии». «Тему заявки можно переформулировать так: попытки регулярных сил подчинить чапаевскую стихию» (с. 261). Однако в конечном счете кинематографический Чапаев не сливается с регулярными силами, не разделяет ни их классовых переживаний, ни манер, ни устремлений. Фурманов (вместе с ним исследователи, ищущие в фильме политический дискурс) воспринимает сбивчивые рассуждения Чапаева о целях его борьбы как политически наивные, как первые шаги на пути к будущей политической зрелости.
Плюханова, М. «ЧАПАЕВ» В СВЕТЕ ЭСТЕТИКИ ПРОТЯЖНЫХ ПЕСЕН / М. Плюханова, К.В. Душенко // Вестник культурологии .— 2012 .— №2 .— С. 198-199 .— URL: https://rucont.ru/efd/472350 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«ЧАПАЕВ» В СВЕТЕ ЭСТЕТИКИ ПРОТЯЖНЫХ ПЕСЕН∗ В своей заявке авторы «Чапаева» определили свое будущее произведение как фильм о «руководящей роли партии в эпоху становления Красной армии». <...> «Тему заявки можно переформулировать так: попытки регулярных сил подчинить чапаевскую стихию» (с. <...> Однако в конечном счете кинематографический Чапаев не сливается с регулярными силами, не разделяет ни их классовых переживаний, ни манер, ни устремлений. <...> Фурманов (вместе с ним исследователи, ищущие в фильме политический дискурс) воспринимает сбивчивые рассуждения Чапаева о целях его борьбы как политически наивные, как первые шаги на пути к будущей политической зрелости. <...> «Но это ошибка: Чапаев не пойдет по этому пути, его незрелый политически лепет – лукавство эпического героя, который вынужден уклончиво отвечать на чуждый ему вопрос собеседников неэпического плана» (с. <...> Он – воин на белом коне, борьба идет между ним и силами, которые противостоят ему лично в каждой данной битве: каппелевцы или чехи – неважно; в конечном счете враг один – это смерть; к ней обращены последние слова героя: «Врешь, не возьмешь! <...> » Протяжная мужская песня – одно из важнейших начал, образующих стихию Чапаева в фильме; ей отведена исключительная идейная и композиционная роль. <...> Это само по себе выводит фильмПлюханова М. <...> «Чапаев» в свете эстетики протяжных песен // От слов к телу: Сб. статей к 60-летию Ю. <...> 198 «Чапаев» в свете эстетики протяжных песен за пределы «сталинского» или «соцреалистического» «нарратива», поскольку такая песня, чуждая социалистическому героизму, унылая, не соответствовала никаким идейным заданиям режима (с. <...> Песня «Черный ворон», личный мотив Чапаева и основная музыкальная тема всего фильма, – это песня о поединке со смертью. <...> Песня о самоубийстве молодца, которую поют Чапаев с Петькой, тем более заметна, чем менее мотивировано обращение к ней героев. <...> Она замечательна как своей меланхоличностью, так и абсурдным содержанием <...>