Ю.И. Борсяков ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПОВСЕДНЕВНОСТИ∗ Реферируется статья доктора философских наук, профессора, проректора Воронежского государственного педагогического университета Юрия Ивановича Борсякова. <...> Повседневность становится предметом изучения гуманитарных наук с начала ХХ в. <...> Для объяснения современного мира философы и социологи все чаще обращаются «к анализу повседневных форм коммуникации» (с. <...> «В трудах культурологов повседневность рассматривается как фундаментальная категория, дающая ключ к пониманию духовных феноменов» (с. <...> Вокруг проблем обыденной жизни объединяются самые разнообразные исследования. <...> Автор реферируемой статьи выделяет три методологических принципа. <...> Во-первых, повседневность существует в результате процессов «оповседневнивания» и «преодоления повседневности». <...> Во-вторых, повседневность – это понятие дифференцирующее, т.е. ее границы изменяются в зависимости от места, времени, среды и культуры. <...> В-третьих, «речь о повседневности не совпадает с самой повседневной жизнью и с речью в повседневной жизни» (с. <...> Мартин Хайдеггер (1889–1976) определил повседневность как способ существования, сутью которого является присутствие (Dasein). <...> М.М. Бахтин в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» (1965) открыл дотоле неизвестный пласт средневековой культуры, названный им «сме∗ Борсяков Ю.И. <...> Философские основания феномена повседневности // Научно-философский анализ повседневности: Проблемы и перспективы развития в XXI веке. <...> Он противопоставил смеховую, карнавальную культуру церковно-феодальной системе ценностей. <...> Ю.М. Лотман описал обыденную культуру России XVIII–XIX вв. в контексте мировой культуры. <...> «Повседневность является такой же знаковой системой, как и иные формы культурной и социальной жизни» (с. <...> «В современной социальной философии повседневность является объектом исследований и составной частью любого социально-научного <...>