Философия Зигмунда Фрейда в сюрреалистическом художественном творчестве ХХ–ХХI веков. <...> Конструирование репрезентативного образа женщины «нового типа» конца ХIХ – начала ХХ века. <...> От романтических садов к символическим идеализациям: Иконография сквозь призму мировоззрения . <...> Краткий очерк региональной гимнологии XIX – первой половины XX века. <...> Патриот и герой в дискурсе жертвенности и смерти . <...> Герменевтика образа Хамсы как символа трансперсонального опыта. <...> М.Н. Катков и его вклад в русскую культуру ХIХ века . <...> Пурпур римских магистратов: Praetexta и trabea в эпоху республики. <...> Социокультурные факторы популярности лженауки в современном российском обществе . <...> Левит КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ САМАРИЯ ВЕЛИКОВСКОГО Самарий Израелевич Великовский (1931–1990) – известный российский философ, культурфилософ, литературовед – принадлежит не к той категории людей, которые заставляют идею служить себе, а к тем людям, которые «углубляются в идею и словно растворяются в ней», так, что их самих совсем не видно. <...> Великовский по своему общему психологическому складу и стилю был индивидуалистичен. <...> отмечает, что Великовский сторонился всяких экзальтаций, ему импонировали «порядочность», а не героизм, добрая воля, а не подвижнический долг, работа, а не самопожертвование. <...> к идее “трагического гуманизма”, наиболее аутентично характеризующего его духовную позицию»3. <...> Именно радикальное неприятие абсурдности бытия и «смыслоутраты» предопределяет сущность трагического гуманизма», представленного в работах С. Великовского <...> На общем фоне развития философской мысли в Европе дан глубокий анализ творчества выдающихся мыслителей Франции – Мальро, Сартра, Камю, раскрывающий мировоззренческую сущность умонастроения трагического гуманизма, его двух исходных слагаемых – «смыслоутраты» и «смыслоискательства». <...> 20 А.Г. Заховаева ФЕНОМЕН «ЛАКШЕРИ», «ЭЛИТАРНОЕ» И «МАССОВОЕ» В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА Предметом исследования является новый феномен <...>
Культурология_№3_2016.pdf
УДК 008
ББК 71.0
К 90
Серия «Теория и история культуры»
Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Отдел культурологии
Редакционный совет серии:
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук,
С.Я. Левит – кандидат философских наук,
Ю.Ю. Чёрный – кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
И.Л. Галинская – доктор филологических наук,
главный редактор,
Э.Н. Жук – зам. главного редактора,
С.Я. Левит – кандидат философских наук,
Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова
Редактор-составитель выпуска –
доктор филологических наук И.Л. Галинская
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гумаК
90
нит. науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.:
И.Л. Галинская, гл. ред., и др. – М., 2016. – (Сер.: Теория и
история культуры / Ред. совет: Скворцов Л.В., пред., и др.). –
2016. – № 3(78) / Ред.-сост. вып. И.Л. Галинская. – 238 с.
Содержание издания определяют разнообразные материалы
по культурологии.
Contents of this issue cover various material on culturology.
Издано при поддержке Российского фонда содействия
образованию и науке
ISSN 2073-5583
ББК 71.0
УДК 008
© ИНИОН РАН, 2016
Стр.2
CОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
С.Я. Левит. Культурфилософия Самария Великовского ................. 7
А.Г. Заховаева. Феномен «лакшери», «элитарное»
и «массовое» в культуре постмодерна.............................................. 21
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
И.И. Ремезова. У меня есть тайна. Эта тайна – мы......................... 29
В.И. Самохвалова. Сверхчеловек: Образ, метафора, программа ... 43
Рената Гальцева. К вопросу об утопии ........................................... 51
Н.И. Рокунова. Философия Зигмунда Фрейда
в сюрреалистическом художественном творчестве
ХХ–ХХI веков..................................................................................... 56
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Е.Н. Меньшикова, М.Ю. Семенов. Конструирование
репрезентативного образа женщины «нового типа» конца
ХIХ – начала ХХ века......................................................................... 58
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Т.С. Терещенко. Дихотомия «римляне – варвары»,
этническая идентичность и границы в контексте
этнокультурной трансформации эпохи
Великого переселения народов ......................................................... 62
3
Стр.3
О.С. Давыдова. От романтических садов к
символическим идеализациям: Иконография сквозь
призму мировоззрения ........................................................................66
Е.В. Глаголева. Студенческие миграции ...........................................70
Александр Васильев. Русская мода в Париже....................................76
А.В. Ильин. Английское движение прерафаэлитов
как «контркультурное» явление.........................................................79
Д.В. Шиняк. Отоко-гейши как часть традиционной
японской культуры..............................................................................83
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ
ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Анна Мойсинович. Символика красного на страницах
сатирических журналов периода первой русской революции ........85
Ольга Давыдова. Тайный романтизм передвижников .....................87
Федор Софронов. Слова и музыка национализма
Восточной Европы. Краткий очерк региональной
гимнологии XIX – первой половины XX века..................................89
Т.Б. Будаева. Истоки пекинской оперы:
Музыкальная драма куньцюй.............................................................95
Мораг Мартин. Красота: Рисуя искусственное.
Косметика и портретная живопись во Франции
и Англии конца XVIII века ...............................................................101
Питер Брук. В поисках Шекспира...................................................107
КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ,
СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
А.Е. Махов. Hortus daemonum. Словарь инфернальной
мифологии Средневековья и Возрождения.....................................114
Античность.........................................................................................116
А.Е. Махов. Эмблематика. Макрокосм ............................................118
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА
В.Н. Волков. Патриот и герой в дискурсе
жертвенности и смерти .....................................................................123
4
Стр.4
СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
Л.С. Емельянова. Развитие символики
раннехристианских храмов.............................................................. 128
В.П. Даркевич. Львы и древо жизни................................................ 136
Р.М. Зиганьшин. «Центр» как сакрально-мистическое
и культурное понятие ....................................................................... 140
О.Н. Ерченков. Герменевтика образа Хамсы
как символа трансперсонального опыта......................................... 144
Сергей Хромов. Пирамиды майя.
О чем рассказал храм надписей....................................................... 149
ФЕНОМЕНЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ
Н.Н. Непомнящий. Черные камни Ики ........................................... 151
Н.Н. Непомнящий. Самые древние граффити? .............................. 155
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
Екатерина Шеко. Проблема канона в современном
церковном искусстве ........................................................................ 158
Е.С. Пушкарева. «Черный» и «белый» шаманы
в представлениях бурятского народа.............................................. 161
Т.В. Юрьева. Канонизация святых русской
церкви как культурологическая проблема ..................................... 163
РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
Взаимовлияние русской и китайской культур........................... 166
ПРОСВЕТИТЕЛИ И ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
Н.А. Хренов. История искусства как история культуры:
Белые пятна искусствознания с точки зрения
циклической парадигмы П. Сорокина ............................................ 174
О.В. Кулешова. М.Н. Катков и его вклад
в русскую культуру ХIХ века .......................................................... 180
5
Стр.5
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
О.Ю. Захарова. Танец – зеркало времени .......................................198
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Д.Н. Ткаченко. Пурпур римских магистратов:
Praetexta и trabea в эпоху республики..............................................202
Василий Щукин. Вокзал как книга и здесь-пространство..............204
Размышления о красоте ................................................................207
Дмитрий Горин. От карнавала к литургии:
Мотивы атеистической космогонии в главном
советском празднике .........................................................................211
Телесность в социокультурном контексте..................................216
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
А. Шаталов. Фрида Кало..................................................................223
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
М.В. Воробьева. Коммунальная квартира в советских
кинофильмах и анекдотах: Попытка объемного портрета ............225
В.А. Бердина. Социокультурные факторы популярности
лженауки в современном российском обществе ............................228
Павел Прядкин. Плата за страх.........................................................230
В.В. Плужник. Социальная критика действительности
в советском кинематографе 1970-х годов .......................................232
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
И.С. Алексеева. Пропагандисты русской культуры
и восточный вектор ...........................................................................235
6
Стр.6