Федор Софронов КРАТКИЙ ОЧЕРК РЕГИОНАЛЬНОЙ ГИМНОЛОГИИ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА* СЛОВА И МУЗЫКА НАЦИОНАЛИЗМА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. <...> В статье рассматриваются гимны стран, появившихся на политической карте Европы после окончания Первой мировой войны. <...> Прообразы этих гимнов появились по большей части в эпоху «весны народов», в 1830–1840-х годах. <...> Следующее поколение гимнов появляется в 1860–1870-х, что связано в основном с борьбой против господства Османской империи на Балканах. <...> Третьей «золотой порой» национальных гимнов стали два межвоенных десятилетия, в эпоху радио и международных спортивных состязаний. <...> С этого времени появились современные, законодательно утвержденные музыкальные редакции. <...> Религиозный гимн как хвалебная песнь, песнь прославления имел языческую природу. <...> В русских азбуковниках кануна Петровских реформ можно встретить определение: «Гимны, песни бесовския». <...> В Средние века и в эпоху Реформации гимн используется как боевая песня. <...> К тому же типу принадлежит самый старый гимн рассматриваемого региона – польский. <...> Слова и музыка национализма Восточной Европы: Краткий очерк региональной гимнологии XIX– первой половины XX века // Неприкосновенный запас. <...> 89 Федор Софронов В эпоху просвещенного абсолютизма гимн славил монарха. <...> Ритм гальярды, придворного танца, соединялся с напевом, ведущим происхождение от григорианского хорала. <...> Мелодия чешского гимна («Где дом мой?») пришла непосредственно со сцены. <...> Это была песня слепого скрипача Мареша из музыкальной комедии Йозефа Каэтана Тыла «Фидловачка». <...> Мелодия несет на себе отпечаток стиля романтических арий своей эпохи (Доницетти, Беллини, Мейербер). <...> Венгерский гимн, созданный отцом национальной композиторской школы Ференцем Эркелем, победил в конкурсе на сочинение национального гимна. <...> В музыкальном смысле Эркеле выступает прямым наследником безвестного автора «Ракоци-марша», своего рода неофициального гимна Венгрии. <...> За рубежом именно марш Ракоци <...>