О.С. Давыдова ОТ РОМАНТИЧЕСКИХ САДОВ ИКОНОГРАФИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МИРОВОЗЗРЕНИЯ* Символическое, живя в сознании русского человека XVII в. релиК СИМВОЛИЧЕСКИМ ИДЕАЛИЗАЦИЯМ: гиозными и нравственными категориями, постепенно, начиная с XVIII в., перемещается в другие пласты осмысления. <...> Символ входит в аллегорический образ как текстовой знак изобразительной ленты эмблемы, разворачивающей цепочкой зрительных акцентов главную идею композиции. <...> Выделяется художественная структура мысли, акцентируется содержательное начало, конкретизируется идейная сущность «тайны». <...> В эпоху романтизма художники используют отдельные символы (часто из тех же книг) – цветы, колосья, пирамидки в парках – в качестве поэтических намеков, внося чувство в смысл. <...> «Символисты устраняют дистанцию между этими категориями, превращают символ в художественный образ, ощущаемый, но нерасшифрованный, насыщающий полотно неоднозначным, напряженным настроением, преодолевающим своей глубокой эмоциональностью считываемую константу знака-иероглифа» (с. <...> От романтических садов к символическим идеализациям: Иконография сквозь призму мировоззрения // Иконография модерна: Образы садов и парков в творчестве художников русского символизма. <...> 66 От романтических садов к символическим идеализациям В конце XIX в. драматическая составляющая романтического порыва к недостижимым высям и нездешним гармониям гиперболизируется, выделяется как одна из главных и таинственных в стихийном пространстве искусства. <...> «Символизм в живописи Серебряного века – это прежде всего настроение, это дыхание образа в пространстве» (с. <...> Романтические приступы отчаяния, тоски, жажды уединения и перемен, путешествий и забвения в символизме получают превосходную степень. <...> «Внутри времени символисты открывают источники одухотворяющей его вечности, совмещают идеальную перспективу с горизонталью реального пространства» (с. <...> Религиозные идеалы переносились в иллюзорную <...>