Е.С. Пушкарева В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ БУРЯТСКОГО НАРОДА* Специфической особенностью традиционных верований бурят «ЧЕРНЫЙ» И «БЕЛЫЙ» ШАМАНЫ является ярко выраженное деление шаманов на «белых» и «черных». <...> Особенно заметно это было на территории Прибайкалья, где в старину смежно поселились буряты двух больших племен – булагатского и эхиритского. <...> Они враждовали между собой, угоняли друг у друга скот и похищали женщин. <...> Булагаты считали, что «черный» шаман обучался у злых восточных божеств, а «белый» – ученик добрых западных божеств. <...> Среди бурятских племен существовала традиция экзогамного брака, с чем связано похищение девушек из враждебного племени. <...> Эти девушки не допускались к родовым молениям, так как считались чужими. <...> Наследственность считалась необходимым условием для приобретения шаманского дара. <...> Шаман, получивший сверхъестественные способности по материнской линии, считался чужеродным – «черным», избранник предков по отцовской линии – своим, «белым» шаманом. <...> Поскольку покровителями «черного» шамана были предки по материнской линии, он имел право совершать жертвоприношения чужим богам, которые будто бы могли насылать болезни и несчастья на отцовский род. <...> Однако именно поэтому «черный» шаман мог высту* Пушкарева Е.С. <...> «Черный» и «белый» шаманы в представлениях бурятского народа // Черное, белое, красное в мировой истории и культуре: Cб. материалов региональной конференции 22 мая 2015 года / Отв. ред. <...> Его главной функцией считалась лечебная или защитная магия, тогда как «белый» шаман совершал жертвоприношения «своим» духам-покровителям. <...> Он считался ритуально нечистым, поскольку служил злым духам. <...> «Белый» шаман обычно был социальным лидером, руководителем общеродовых молений, связующим звеном с духами-покровителями рода. <...> Со временем в результате развития и смешения родов и этносов представление о четком разделении на «черных» и «белых» шаманов стерлось; это привело к совмещению функций <...>