Т.В. Юрьева КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА* Канонизация понимается Русской православной церковью как признание какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. <...> Этот акт осуществлялся на основе утвердившихся представлений о святости, которые были закреплены в положениях церковного канона. <...> В соответствии с каноном, святой должен был являть собой идеал христианского подвижничества, осуществлять посредничество между Богом и человеком, а также выполнять функции покровителя и заступника. <...> Именно такой образ святого создается во время канонизации, которая предполагает создание ряда явлений, включающие не только молитвенную и литургическую практики, но и художественное воплощение образа святого в литературе (исторические предания, агиография, народная поэзия) и живописи (фреска, икона). <...> В процессе канонизации обнаруживается целостность духовного мира православного человека, единство усилий различных слоев общества в утверждении духовных ценностей. <...> Выбор тех, кого в конечном итоге признают святым, определялся целым комплексом причин, коренившихся в земной жизни человека. <...> Канон облекал в образ святости реального человека в соответствии с религиозными и политическими реалиями уже иной, чем время его * Юрьева Т.В. <...> Канонизация святых русской церкви как культурологическая проблема. <...> Жизнеописание святого во главу угла ставит как сакральные ценности – молитвенность, преданность вере, пост, милостыню, так и его светские черты. <...> Это может быть и местный патриотизм, и забота о городе и его жителях, воинские доблести. <...> Когда вслед за признанием святого наступает момент создания его образа в житийной литературе и иконографии, эти образы зачастую не совпадают с жизненными реалиями, их создание подчиняется совершенно другой логике, продиктованной своими специфическими принципами. <...> Логика эта подчинена логике создания канона, т.е. примера, правила <...>