В.В. Плужник СОЦИАЛЬНАЯ КРИТИКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1970-х годов* В советское время государственная идеологическая монополия в культуре значительно ограничивала пространство для критики существующей действительности. <...> С начала 1930-х годов и на протяжении всей советской истории утвержденный партией социалистический реализм, как государственная художественная политика, осуждал устройство дореволюционного общества, т.е. имел ретроспективный характер критики. <...> В истории литературы соцреализму предшествовал «критический реализм» – понятие, которое обозначало «прогрессивную» линию русской литературы XIX в., направленную на критику современного писателям дореволюционного «буржуазного» общества. <...> Критический реализм обличал существующие порядки, а социалистический реализм создавал позитивный образ настоящего и будущего, ограничивая область допустимых суждений о насущной действительности и, таким образом, выстраивая эту действительность заново. <...> Таким образом, современность оценивалась с точки зрения идеалов коммунизма, а критика одновременно превращалась в ценз допустимых высказываний о современности. <...> Одним из основных проводников критического отношения к существующей действительности в 1970-е годы была советская художественная интеллигенция. <...> Социальная критика действительности в советском кинематографе 1970-х годов // Мир культуры и культурология: Альманах Научнообразовательного культурологического общества России. <...> 232 Социальная критика действительности этого времени – эпохи, приблизительное начало которой знаменуется 1968 г. (ввод советских войск в Чехословакию и символический конец «оттепели»), а конец – 1985 г. (начало «перестройки»). <...> Принято считать, что советский кинематограф как совокупность сюжетов, образов и приемов просуществовал до конца 1960-х годов, а с середины 1960-х «кинематограф СССР, можно рассматривать не как советский, но как постсоветский <...>