И ЕГО ВКЛАД В РУССКУЮ КУЛЬТУРУ ХIХ ВЕКА Вклад М.Н. <...> Каткова в развитие русской культуры ХIХ столетия О.В. Кулешова М.Н. <...> «Страстный консерватор», сторонник классического образования, выступавший за сохранение и укрепление российской государственности, блестящий публицист, создавший государственную печать в России, ученый-философ, горячий сторонник и пропагандист творчества Пушкина, увидевший в нем самостоятельность русской мысли, выросшую из народной мудрости, Катков был настоящим тружеником, служителем русской идеи. <...> Широта и многогранность таланта Каткова определили его разносторонний вклад в развитие отечественной культуры. <...> «М.Н. Катков – одна из ключевых фигур в русской культуре ХIХ века, подлинная значимость которой только начинает приоткрываться в наши дни», – пишет И.А. Едошина в статье «М.Н. Катков: Штрихи к портрету»1. <...> Исследователь призывает отечественную аудиторию прочитать Каткова внимательно и непредвзято, чтобы самостоятельно составить мнение об этом интереснейшем человеке минувшей эпохи, освободившись от штампов и мнений, навязанных российской аудитории позитивистской критикой прошлого, советской и дореволюционной: «…внимательное чтение текстов, написанных Катковым, никоим образом не оставляет впечатления, что перед вами «реакционный охранитель», «удушитель свобод», «царский 1 Едошина И.А. <...> М.Н. Катков: Штрихи к портрету // Катковский вестник: Религиозно-филос. чтения: К 190-летию со дня рождения М.Н. Каткова. <...> Теория российской государственности Каткова, выработанная им в середине 1860-х годов, основывалась на представлении о целостности государства, опирающейся на единство государственной национальности. <...> Одна национальность, выдвинувшаяся во время формирования государства в определенный исторический период, подчиняет себе другие национальности с целью достижения государственного единства и получает статус государственной нации. <...> Национальность у Каткова становится <...>