Александр Васильев РУССКАЯ МОДА В ПАРИЖЕ∗ Людовик XV говорил: «Мода – зеркало истории». <...> Его слова как нельзя более точно отражают суть этой неточной науки. <...> Последствием визита Петра Великого во Францию было появление во французской моде коричневого петровского камзола, в котором приезжал далекий царь. <...> Короткий парик Петра I и его меховая шапка оставались во французской моде на протяжении всего XVIII столетия, с ними никогда не расставался философ Жан-Жак Руссо. <...> В 1780 г., несмотря на то что французская мода царила в России, Екатерина II писала своему корреспонденту барону Гримму в Париж: «Нынче вы в Париже с шапками, с лентами по-русски; французы увлеклись мною, как пером в прическе». <...> А восемь лет спустя, в 1788 г., французский журнал «Cabinet des Modes» сообщает о появлении модной новинки – платья «а la czarine» («как на царице»), созданного, без сомнения, стараниями Роз Бертан, модистки Марии-Антуанетты. <...> Во времена Людовика XVI, а затем Революции и Директории французская мода подвергалась сначала турецкому, затем американскому, греко-римскому и египетскому влияниям. <...> Война 1812 г., Бородино, пожар Москвы, катастрофическая для французов переправа через Березину и взятие Парижа русскими войсками на модниках того времени сказались своеобразно. <...> Пораженные видом русских казаков с саблями, длинными усами и в высоких сапогах, а главное – в невиданных шароварах, парижские денди впервые в истории моды надели длинные и широкие мужские брюки «а la ∗ Васильев А. <...> Мужчины носили ремни из «русской» кожи, дамы – «русские» меховые шляпы – токи и широкие салопы с длинными, подбитыми мехом рукавами «а-ля бояр». <...> Именно их вынес с Востока молодой Бонапарт во время египетской кампании 1799 г. Стоившие целое состояние индийские кашемировые, турецкие, а затем французские и английские шали оберегали глубоко декольтированных дам в полупрозрачных платьях времен «Войны и мира» от ангины и гриппа. <...> Начиная с 1806 г. русская помещица Надежда Мерлина <...>