Волков ПАТРИОТ И ГЕРОЙ В ДИСКУРСЕ ЖЕРТВЕННОСТИ И СМЕРТИ* Патриотизм – это разновидность любви, которая обычно описывается с помощью терминов родства и места жительства: «родина», «отчизна», «отечество» и т.д. <...> Речь идет о естественных связях человека, в отношении которых его выбор не может быть свободен. <...> Тем самым национальность уподобляется цвету кожи, полу, родословной или эпохи, в которую довелось родиться, т.е. всему тому, что не дано изменить. <...> Государства стали ответственны перед значительной группой лиц, выражавших определенные требования, которые в ХIХ столетии вылились в программу либерализма. <...> Она состояла из трех основных элементов: избирательное право, перераспределение благ и национализм. <...> Национализм заключался в воспитании патриотического чувства привязанности к своему государству, что достигалось систематической деятельностью двух институтов: начальных школ (а их посещение стало обязательным к середине ХХ в.) и службы в армии (которая даже в мирное время стала нормой в большинстве стран, по меньшей мере для мужчин). <...> Повсеместное распространение получили также коллективные националистические ритуалы. <...> Понятие национальных интересов обычно используется как норма отношений между государствами и внутри государств. <...> Патриот и герой в дискурсе жертвенности и смерти // Культура и цивилизация. <...> 123 В.Н. Волков венный разум подразумевает наличие своекорыстия, властолюбия, стремления к господству. <...> Однако для большинства людей национальная принадлежность не содержит корыстного интереса. <...> Именно поэтому «нация» может требовать от своих граждан жертв. <...> Идея жертвенности всегда связывается мировыми религиями с идеей чистоты, и даже официальный атеизм государства эти идеи усиленно эксплуатирует. <...> В войнах ХХ в. было убито и искалечено наибольшее число людей по сравнению со всей предшествующей историей. <...> Была достигнута беспрецедентная готовность «отдать жизнь за Родину». <...> Национальные интересы <...>