Хренов ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КАК ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ: БЕЛЫЕ ПЯТНА ИСКУССТВОЗНАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ П. СОРОКИНА <...> требует обстоятельного анализа, причем с различных точек зрения. <...> начинал как социолог и еще до эмиграции успел заявить о себе и тем, что организовал первую в России кафедру социологии в Петроградском университете и тем, что предпринял непревзойденное для начала ХХ в. изложение системы социологии в вышедшем в 1920 г. двухтомном издании. <...> Его научное наследие в еще большей степени заслуживает анализа с точки зрения возникновения и становления науки о культуре. <...> , несомненно, внес в становление науки о культуре существенный вклад. <...> явилась реакцией на кризис, который ученый поставил в контекст когда-либо имевших место в истории кризисов. <...> В соответствии с основополагающей идеей, изложенной в его книге о социальной и культурной динамике, современную культуру Запада он воспринимал как * Хренов Н.А. <...> История искусства как история культуры: Белые пятна искусствознания с точки зрения циклической парадигмы П. Сорокина <...> // Мир культуры и культурология: Альманах научно-образовательного культурологического общества России. <...> 174 История искусства как история культуры разлагающуюся культуру. <...> Некоторые его американские коллеги-социологи такой взгляд не разделяли, полагая, что в данном случае выдающийся ученый покидает сферу науки, становясь проповедником и пророком. <...> Сопоставление кризиса, охватившего в ХХ в. весь западный мир, с имеющими место в истории кризисами, что сближало его со Шпенглером, как раз привело ученого к новому открытию специфического видения истории. <...> Аналогичной точки зрения по поводу кризиса придерживался нидерландский историк И. <...> Под кризисом они понимали кризис социума, политики, философии, демократии, либеральных ценностей, науки, нравственности, права, государства, искусства. <...> Поскольку такой процесс распространился на все сферы, причем во всех странах, то можно <...>