КОСМЕТИКА И ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ КОНЦА XVIII ВЕКА* В раннее Новое время туалетная комната дамы и мастерская художника часто были взаимозаменяемы: «краска превращается в румяна, румяна ведут себя как краска». <...> Эта близость была наиболее очевидной в период европейского рококо. <...> В то время женщины обильно использовали косметику, часто состоявшую из тех же компонентов, что были в ходу у художников. <...> Критики обвиняли искусство рококо в том, что оно женственно, чрезмерно накрашено и, таким образом, искажает высокие идеалы мужественной исторической живописи. <...> С 1760-х годов художники-неоклассики избегали избыточной яркости и миловидности рококо, предпочитая более темные, строгие *Мартин М. <...> Косметика и портретная живопись во Франции и Англии конца XVIII века // Мода и искусство. <...> В области портретной живописи, однако, художники не могли полностью игнорировать моду на макияж и соответствующую ему цветовую гамму. <...> Они зависели от заказов, которые делали богатые клиенты, особенно после Французской революции, когда спрос на историческую живопись иссяк. <...> Мода на макияж менялась в течение XVIII в. и во Франции, и в Англии: от броской, чрезмерной искусственности при дворе к более естественному, тонкому использованию румян и пудры, практиковавшемуся в 1780-е годы и на протяжении всех революционных лет. <...> Изучать лица, пытаясь отыскать следы макияжа, – задача не из легких. <...> Что художник хотел отразить в портрете – броские ли румяна или естественную красоту – приходится догадываться. <...> Невзирая на постоянную критику художников и женщин, которые создавали искусственные маски при помощи красок или макияжа, художники попрежнему воспроизводили женскую красоту, включавшую косметику, вплоть до XIX в. и далее. <...> На своем пике, в 1740–1750-е годы, придворная мода с ее нарумяненными щеками в огромных мушках, выбеленной кожей и напудренными париками была нарочито чрезмерной – это был дресскод и способ идентификации, а не воспроизведение <...>