Дмитрий Горин МОТИВЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ КОСМОГОНИИ В ГЛАВНОМ СОВЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ* ОТ КАРНАВАЛА К ЛИТУРГИИ: День захвата власти большевиками стал главным советским праздником и должен был сконцентрировать в себе все ключевые смыслы и символы нового общества. <...> Этот праздник должен был вызывать особый энтузиазм и поддерживать чувство сопричастности событиям, значение которых определялось как всемирное и даже космическое. <...> Космогонические мотивы в праздновании годовщины свидетельствуют о том, что революционный переворот воспринимался как переворот не только социальный, но и метафизический. <...> В 1918 г. на площади Урицкого (бывшей Дворцовой) в супрематических декорациях был развернут первый большевистский парад, цель которого состояла в визуализации революционных событий. <...> В третью годовщину революциии, в 1920 г., в Петрограде было устроено постановочное «взятие Зимнего дворца». <...> В нем участвовали более восьми тысяч действующих лиц, полтысячи музыкантов, военная техника и крейсер «Аврора». <...> Для праздника были сооружены две гигантские платформы, «белая» и «красная», занимавшие почти всю ширину площади и доходившие до третьего этажа Главного штаба. <...> От карнавала к литургии: Мотивы атеистической космогонии в главном советском празднике // Неприкосновенный запас. <...> 211 Дмитрий Горин альные события 25 октября 1917 г. явно уступали последующим постановкам в массовости, размахе и зрелищности. <...> Если события истории проходят и остаются в прошлом, то миф постоянно возвращается и переживается как актуальная реальность. <...> Большевистская революция воспринималась как сакральное время начала советской истории. <...> Мифологизированный «октябрь 1917 года» есть не прошедшее, а всегда актуальное событие. <...> Официальная риторика по-прежнему представляла «великий Октябрь» как некое мифическое время, приобщение к которому необходимо для легитимации актуального политического курса. <...> Каждый новый этап советской истории не связывался <...>