1 УДК 008 ББК 71.0 К 90 ИНИОН РАН Центр гуманитарных научно-информационных исследований Серия «Теория и история культуры» Отдел культурологии Редакционный совет серии: Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель, И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя, Г.В. Хлебников – кандидат философских наук, С.Я. Левит – кандидат философских наук, Ю.Ю. Чёрный – кандидат философских наук Редакционная коллегия: И.Л. Галинская – доктор филологических наук, главный редактор, Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат философских наук, Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова Редактор-составитель выпуска – доктор филологических наук И.Л. Галинская Ответственный за выпуск – Т.Н. Гончарова К 90 Культурология: Дайджест / РАН. <...> ББК 71.0 © ИНИОН РАН, 2012 2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ ВИКТОР БЫЧКОВ. <...> Безобразное: Размышления о его природе, сущности и месте в мире. <...> Литературно-коммерческий проект «Борис Акунин» в контексте современной социокультурной ситуации. <...> 97 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВИКТОР БЫЧКОВ. <...> Об одном аспекте использования кулинарного кода в свадьбе: Судьба, доля. <...> В связи с этим автор реферируемой статьи и спрашивает, какую же идею поддерживает российская власть – мультикультурализм или монокультурализм? <...> Далее автор реферируемой статьи напоминает, что «исторически первым и массовым проявлением интеркультурализма был советский интернационализм» (с. <...> И.Л. Галинская 16 В.И. Самохвалова БЕЗОБРАЗНОЕ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЕГО ПРИРОДЕ, СУЩНОСТИ И МЕСТЕ В МИРЕ∗ Безобразное принадлежит к числу основных эстетических категорий наряду с прекрасным, трагическим, комическим, возвышенным, низменным и т.п. <...> Автор напоминает также слова В.С. Соловьёва о том, что «нет ничего безобразнее безобразного человека» (цит. по: там же). <...> Функциональный подход имеет место в том случае, когда тот или иной предмет определяется как прекрасный или безобразный в зависимости <...>
Культурология_№3_2012.pdf
УДК 008
ББК 71.0
К 90
ИНИОН РАН
Центр гуманитарных научно-информационных
исследований
Серия «Теория и история культуры»
Отдел культурологии
Редакционный совет серии:
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук,
С.Я. Левит – кандидат философских наук, Ю.Ю. Чёрный –
кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
И.Л. Галинская – доктор филологических наук,
главный редактор,
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат
философских наук, Т.Н. Гончарова, Т.А. Фетисова
Редактор-составитель выпуска –
доктор филологических наук И.Л. Галинская
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
К 90
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.
науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.:
И.Л. Галинская, гл. ред., и др. – М.: ИНИОН, 2012. – (Сер.:
Теория и история культуры / Ред. совет: Скворцов Л.В., пред.,
и др.). – 2012. – № 3 (62) / Ред.-сост. вып. И.Л. Галинская. –
240 с.
Содержание издания определяют разнообразные материалы
по культурологии.
Contents of this issue cover various material on culturology.
ББК 71.0
© ИНИОН РАН, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ВИКТОР БЫЧКОВ. Паракатегории нонклассики. Абсурд ......7
В.А. ЛЕКТОРСКИЙ. Толерантность как философская
проблема..........................................................................................11
Э.А. ПАИН. Трудный путь от мультикультурализма
к интеркультурализму...................................................................15
В.И. САМОХВАЛОВА. Безобразное: Размышления о его
природе, сущности и месте в мире.............................................17
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Н.В. АЛЕКСАНДРОВА. Проблема кризиса культуры в трудах
Освальда Шпенглера и Андрея Белого .....................................37
КОНСТАНТИН БОГДАНОВ. Физики vs. лирики: К истории
одной «придурковатой» дискуссии............................................39
Р.А. ГАЛЬЦЕВА. Двояковыпуклая стратегия французского
идеолога...........................................................................................44
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. Супрематизм.........................................51
Слухи о конце света. (Обзор) ..................................................... 54
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В.Б. ШАМИНА. На крыльях чеховской «Чайки» ......................58
3
Стр.3
М.Н. КАПРУСОВА. Семантический ореол имени «Маргарита»
в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» ...................... 60
О.В. ПОБИВАЙЛО. Мифология семьи в прозе Людмилы
Улицкой........................................................................................... 62
ТАТЬЯНА АБРАМЗОН. «Ломоносовский текст» русской
культуры.................................................................................... 64
Т.Г. ПРОХОРОВА, В.Б. ШАМИНА. Метафоры
постмодернизма в литературе ХХ века .................................... 67
И.Л. ГАЛИНСКАЯ. Патрик Зюскинд и его роман
«Парфюмер»................................................................................... 69
Е.Н. ШЕХТМАН. Идея диалогизма в трудах Мартина Бубера
и Михаила Бахтина ....................................................................... 79
Т.Г. ПРОХОРОВА. Парадоксы литературной игры
с зарубежной классикой: (На материале прозы
Л. Петрушевской).......................................................................... 81
ИГОРЬ НЕМИРОВСКИЙ. Либералисты и либертены:
Случай Пушкина ...................................................................... 83
СЮЗАННА ФРАНК. Теплая Арктика: К истории одного
старого литературного мотива ................................................... 88
НАЗАНИН СЕПАНЛУ (Иран). От Пиноккио к Буратино:
Традиции и новаторство А.Н. Толстого................................... 92
С.П. СОРОКИН. Литературно-коммерческий проект
«Борис Акунин» в контексте современной
социокультурной ситуации......................................................... 94
В.К. КАНТОР. О сошедшем с ума разуме. К пониманию
контрутопии Е.И. Замятина «Мы» ............................................ 97
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ
ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ВИКТОР БЫЧКОВ. Феноменология искусства.
Акционизм.................................................................................... 102
Видимое и угадываемое. (Сводный реферат) ......................... 106
В.Е. ГОР. Дыхание танатоса. О викторианской фотографии
post mortem................................................................................... 112
ЛЕОН ТАРАСЕВИЧ. Границы картины................................... 115
О.Ю. ТАРАСОВ. Риторика вуали............................................... 120
4
Стр.4
САМУИЛ КУР. Понять Чурлёниса.............................................126
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
И.Н. ЯБЛОКОВ. Религия в системе культурного
универсума....................................................................................129
КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ
И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Л.А. СОФРОНОВА. Энциклопедия барокко.......................... 132
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА
А.В. СИТНИКОВ. Церковь в структуре гражданского
общества.................................................................................. 144
СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
Л.А. УАЙТ. Символ: Начало и основа человеческого
поведения ................................................................................ 147
ВЕРА БОКОВА. Солнце и солнечные эмблемы .................... 149
ВЕРА БОКОВА. Крест.............................................................. 154
МАРГАРИТА АЛЬБЕДИЛЬ. Луна ........................................ 157
А.В. ГУРА. Об одном аспекте использования кулинарного кода
в свадьбе: Судьба, доля.......................................................... 160
ЯКОВ ГОЛОСОВКЕР. Логика чудесного в эллинском
мифе......................................................................................... 167
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
О.С. САПАНЖА. Историческая типология музейности ....... 170
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
Александр Твардовский............................................................ 172
5
Стр.5