В.Е. Гор О ВИКТОРИАНСКОЙ ФОТОГРАФИИ POST MORTEM∗ Фотографии post mortem, бывшие в ХIX в. обычным делом в ДЫХАНИЕ ТАНАТОСА. англосаксонском мире, как, впрочем, и в некоторых странах континентальной Европы, современным человеком воспринимаются как явление весьма специфическое. <...> Патологичность, болезненность, душевное нездоровье – вот что мы видим в фотографиях более чем столетней давности, запечатлевшей родителей с их мертвыми детьми на руках, и реагируем на это во многом очень схоже с тем, как реагировали люди в дни правления королевы Виктории на секс. <...> В те времена не только совокупление как таковое, но даже процесс рождения человека оказывался под запретом приличий и, как следствие, будоражил воображение. <...> Тогда как смерть не представляла собой никакой тайны, разве только в том смысле, что смерть сама по себе тайна. <...> Фотографии post mortem всего лишь свидетельствуют о близости со смертью. <...> Несмотря на то, что сегодня смерть, как, впрочем, и всегда, является частью повседневной жизни, в наше время она стала табу. <...> Имитации смерти повсюду, но сама смерть показывается крайне редко – как отражение нашего страха и ужаса. <...> В Англии и Америке кладбища разбивались, словно парки, где семьи прогуливались, отдыхая в пересеченных рядами могил ландшафтах, и живые думали о мертвых. <...> О викторианской фотографии post mortem // Художественная аура: Истоки, восприятие, мифология. <...> 112 Дыхание Танатоса Сегодня же простая, неотвратимая смерть как неотъемлемая часть жизни стала чрезвычайно редкой. <...> При этом в XIX в. едва ли нашелся бы кто-то, кто не был свидетелем хотя бы одного умирания. <...> Как и жизнь, смерть людей викторианского мира была сильно ритуализирована. <...> Человек не мог просто умереть, он должен был сделать это «как подобает». <...> Такому положению дел во многом способствовало евангелическое движение, зародившееся в первой четверти XVIII в., в определенном смысле наследовавшее пуританизму и вернувшее к жизни протестантский идеал «хорошей смерти» (с. <...>