О.Ю. Тарасов РИТОРИКА ВУАЛИ* В живописных полотнах полупрозрачная поверхность вуали создает, как известно, иллюзию прозрачности перспективной картины. <...> Генриха Гольциуса, сделанную им с работы Яна Санредама «Художник и его модель» (XVII в., Британский музей). <...> Санредам – известный перспективист, его волновали всевозможные иллюзионистические эффекты, он стремился подключить внутреннее зрение, т.е. воображение зрителя. <...> Вуаль, казалось бы, не играет здесь особой роли, но тем не менее она – неизменный атрибут обнаженной натуры. <...> Очень важно то, что вуаль ничего не прикрывает, но с помощью изменчивости и колебания взгляда усиливает иллюзию обнаженного женского тела. <...> Вуаль концентрирует и рассеивает взгляд, одновременно создавая эффект скольжения и контраста. <...> Из-за особенности оптики вуали внимание зрителя концентрируется не только на том, что она обрамляет, но и на том, что * Тарасов О.Ю. <...> 120 Риторика вуали находится за ее пределами, поскольку в данном случае срабатывает механизм контраста, т.е. вуаль усиливает отдельные черты лица, делая их более резкими и убедительными. <...> Эрнст Гомбрих в работе «Образ и глаз» приводит две схемы иллюзии, связанные с особенностями нашего зрения, – это схема иллюзии контраста и схема иллюзии Мюллера–Лаера. <...> Иллюзия контраста всегда обусловлена неким препятствием, концентрирующим взгляд. <...> Этот эффект рассмотрен Гомбрихом на примере портрета инфанты Марии-Терезии Веласкеса. <...> Вуаль на обнаженных моделях – излюбленный прием Кранаха. <...> Ему принадлежит и особый тип обнаженной натуры. <...> Еще в 1509 г. он написал свою известную картину «Венера и амур» с фигурами в натуральную величину. <...> Он обратился вновь к своим обнаженным Венерам и святым только после 1530 г., когда его покровителем стал Иоганн Фридрих Саксонский, которому явно нравились подобные сюжеты. <...> Приблизительно в это время появляется картина «Венера в пейзаже» («Венера и амур», ок. <...> Кранах, пожалуй, – один из последних художников <...>