Сапанжа ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ МУЗЕЙНОСТИ∗ Реферируется глава из книги кандидата культурологии, доцента Российского государственного педагогического университета им. <...> А.И. Герцена Ольги Сергеевны Сапанжа, которая берет для анализа исторических форм и типов музейности концепцию исторической типологии. <...> Начало разработки ее относится к 80-м годам ХХ в. <...> Отечественный историк культуры Б.М. Бернштейн в то время писал, что «художественная культура есть историческое явление; при этом, будучи системным целым, она имеет собственную историю, не сводимую ни к последовательности простых изменений, ни к ряду пассивных отражений истории какой-либо другой системы: история художественной культуры внешне детерминирована, но в то же время она есть история ее собственного развития»1. <...> В реферируемой работе идет речь не об истории музейного дела, т.е. не о последовательности возникновения музейных институтов, а об исторической типологии, позволяющей проследить способы сохранения исторической реальности в материальных объектах. <...> Автор разводит два понятия: история музейного дела и историческая типология музейности. <...> Теория музея и музейности: Историографический обзор и историческая типология. <...> 170 Историческая типология музейности музейного дела изучаются этапы развития музеев как культурной формы. <...> Историческая типология музейности представляет собой построение историко-типологической модели, «отражающей закономерности развития идеи музейности во времени и в пространстве» (с. <...> Музей как форма собраний предметов, которые утратили утилитарное значение, появляется в XV в. в Италии, т.е. в эпоху Возрождения. <...> Из художественных коллекций наиболее известны коллекции папского двора и флорентийской династии Медичи. <...> Другие собрания (минералогические коллекции, ботанические сады, зверинцы, анатомические театры, научно-технические коллекции) появляются в XV–XVI вв., хотя широкой популярности они не имели. <...> Автор <...>