Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №2 2011

АНРИ БЕРГСОН (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГалинская
Страниц2
ID472182
АннотацияФранцузский философ Анри Бергсон (Henri Bergson) родился в Париже в 1859 г. Он является представителем интуитивизма и «философии жизни». Интуитивизм, возникший на рубеже XIX–XX вв., считается разновидностью иррационализма и усматривает в интуиции единственное достоверное средство познания. «Философия жизни» выдвигала в качестве исходного понятия «жизнь» как «некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи»1. Анри Бергсон называл жизнь метафизическикосмическим процессом, «жизненным порывом» (élan vital), т.е. могучим потоком творческого формирования
Галинская, И.Л. АНРИ БЕРГСОН / И.Л. Галинская // Вестник культурологии .— 2011 .— №2 .— С. 201-202 .— URL: https://rucont.ru/efd/472182 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АНРИ БЕРГСОН Французский философ Анри Бергсон (Henri Bergson) родился в Париже в 1859 г. Он является представителем интуитивизма и «философии жизни». <...> Интуитивизм, возникший на рубеже XIX–XX вв., считается разновидностью иррационализма и усматривает в интуиции единственное достоверное средство познания. <...> «Философия жизни» выдвигала в качестве исходного понятия «жизнь» как «некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи»1. <...> Анри Бергсон называл жизнь метафизическикосмическим процессом, «жизненным порывом» (йlan vital), т.е. могучим потоком творческого формирования. <...> Вслед за американским философом Уильямом Джеймсом (1842–1910), который развил в своих лекциях концепцию «потока сознания» – непрерывно сменяющихся целостных психических состояний, Анри Бергсон утверждал в работе «Непосредственные данные сознания»2 (1889), что он согласен с тем, что слова «река» или «поток» естественнее всего рисуют сознание. <...> В работе «Материя и память»3 (1896) Бергсон, говоря об интеллекте, выдвинул тезис о том, что основанный на восприятии интеллект ориентирован на приспособление к определенным условиям и на реализацию практических действий. <...> В работе «Творческая эволюция»4 (1907) Анри Бергсон пишет, что «цель эволюции лежит не впереди, а позади, выступая в 1 Философский энциклопедический словарь. <...> – 383 с. форме исходного “взрыва”, приведшего к развертыванию жизненного процесса». <...> 1 В труде «Два источника морали и религии»2 (1932), содержащем социально-этическое и религиозное учение, Бергсон противопоставляет «закрытое общество», т.е. тупиковую линию эволюции, «открытому обществу», состоящему из избранных личностей, благодаря которым возможна дальнейшая эволюция человечества. <...> Анри Бергсон был профессором Коллеж де Франс (1900–1914) и членом Французской академии (1914). <...> В 1927 г. как блестящий стилист он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. <...> Философия Анри Бергсона оказала влияние на персонализм <...>