Каспари УПРАВЛЯЕМАЯ ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ XXI ВЕКА Эта книга посвящается Лили, Чарли, Элизабет, Оуэну, Джеку, Эмме и всем ученикам XXI века Москва, 2016 ББК 78.3(3) Kuhlthau, Carol Collier, 1937- Guided in quiry : learning in the 21st school / Carol C. Kuhlthau, Leslie K. Maniotes, and Ann K. Caspari. <...> Управляемая проектноисследовательская деятельность в школе XXI века. <...> Авторы рассматривают управляемую проектно-поисковую деятельность как реализацию принципов конструктивистского подхода в образовании, как динамичный, инновационный метод развития понимания, мышления и информационной грамотности школьников. <...> Введение в управляемую проектноисследовательскую деятельность: что это такое, что нового она несет, зачем она нужна именно сегодня? <...> / 17 Готовить школьников к жизни в меняющемся мире / 19 Проблемно-ориентированное обучение / 20 Управление проектно-ориентированной деятельностью школьника / 21 Что нового несет идея управляемой проектно-исследовательской деятельности? <...> / 22 Отличительные характеристики методики управляемого запроса / 25 В чем выигрывают учащиеся, учителя и библиотекари / 27 Преимущества для руководителей и родителей / 29 Каковы преимущества для меня лично? <...> / 30 Роль оценки в управляемом исследовании / 31 Исследование о влиянии школьных библиотек на обучение школьников / 32 XX век оставим за спиной / 34 Глава 2. <...> Научные и теоретические основы методики управляемой проектно-исследовательской деятельности / 37 Конструктивистский подход в образовании / 39 Конструктивистская теория Джона Дьюи / 40 Мысли, чувства, действия / 42 Результаты исследований в области управляемой проектноисследовательской деятельности / 43 Важное открытие / 45 Модель процесса информационного поиска Култау / 46 Поиск фактов или глубокие знания / 50 Задачи учащихся в процессе информационного поиска / 54 Концепция вмешательства Выготского / 56 Формирование основных поисковых навыков у детей / 57 / 5 / Шесть принципов управляемой проектно-исследовательской деятельности <...>
Профессиональная__библиотека_школьного_библиотекаря._Серия_1_№3_2016.pdf
ББК 78.3(3)
Kuhlthau, Carol Collier, 1937- Guided in quiry : learning in the 21st
school / Carol C. Kuhlthau, Leslie K. Maniotes, and Ann K. Caspari.
In cludes bibliographical references and index.
ISBN-13: 978–1–59158–435–3 (alk. paper)
1. Learning. 2. Motivation in education. 3. Information literacy—Study and
teaching
(Higher) 4. Information technology. I. Maniotes, Leslie K., 1967– II. Caspari,
Ann K., 1965–III. Title.
LB1060.K84 2007
371.39—dc22 2007017725
British Library Cataloguing in Publication Data is available.
Copyright © 2007 by Libraries Unlimited
All rights reserved. No portion of this book may be reproduced, by any process or
technique, with out the express written consent of the publisher.
Library of Congress Catalog Card Number: 2007017725
ISBN-13: 978-1-59158-435-3
First published in 2007
Libraries Unlimited, Inc., 88 Post Road West, Westport, CT 06881
A Member of the Greenwood Publish ing Group, Inc.
www.lu.com
Printed in the United States of America
Кэрол С. Култау, Лесли К. Маниотес, Энн К. Каспари. Управляемая проектноисследовательская
деятельность в школе XXI века. [Текст] / Кэрол С. Култау,
Лесли К. Маниотес, Энн К. Каспари ; [ред. В.В. Зверевич ; пер. с англ.
В.В. Зверевича, Т.О. Зверевич]. — Москва : РШБА, 2016. — 288 с. : ил. —
(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : Приложение к
журналу «Школьная библиотека» : Серия 1 ; вып. 3). — ISBN 978-5-9908635-0-7.
Книга подготовлена группой авторов из США: известным исследователем
школьных библиотек, известным преподавателем-экспертом в области
учебных программ и специалистом в области музейного образования.
Авторы рассматривают управляемую проектно-поисковую деятельность
как реализацию принципов конструктивистского подхода в образовании,
как динамичный, инновационный метод развития понимания, мышления и
информационной грамотности школьников. Книга предлагает педагогам и
школьным библиотекарям весь инструментарий для создания общей среды, в
которой учебная программа интегрирована с внешкольным опытом учащихся
и в которой учащиеся активно вовлечены в процесс школьного обучения.
ISBN 978-5-9908635-0-7
© Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2016
© By Libraries Unlimited, 2007, 2016
/ 4 /
century
Стр.5
Содержание
Список иллюстраций / 11
Предисловие / 13
Глава 1. Введение в управляемую проектноисследовательскую
деятельность:
что это такое, что нового она несет, зачем она нужна именно
сегодня? / 17
Готовить школьников к жизни в меняющемся мире / 19
Проблемно-ориентированное обучение / 20
Управление проектно-ориентированной деятельностью школьника / 21
Что нового несет идея управляемой проектно-исследовательской
деятельности? / 22
Отличительные характеристики методики управляемого запроса / 25
В чем выигрывают учащиеся, учителя и библиотекари / 27
Преимущества для руководителей и родителей / 29
Каковы преимущества для меня лично? / 30
Роль оценки в управляемом исследовании / 31
Исследование о влиянии школьных библиотек на обучение
школьников / 32
XX век оставим за спиной / 34
Глава 2. Научные и теоретические основы методики
управляемой проектно-исследовательской деятельности / 37
Конструктивистский подход в образовании / 39
Конструктивистская теория Джона Дьюи / 40
Мысли, чувства, действия / 42
Результаты исследований в области управляемой проектноисследовательской
деятельности / 43
Важное открытие / 45
Модель процесса информационного поиска Култау / 46
Поиск фактов или глубокие знания / 50
Задачи учащихся в процессе информационного поиска / 54
Концепция вмешательства Выготского / 56
Формирование основных поисковых навыков у детей / 57
/ 5 /
Стр.6
Шесть принципов управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 58
Дети учатся, опираясь на уже имеющиеся знания / 60
Дети пользуются различными способами и формами познания / 63
Дети учатся через социальное взаимодействие / 64
Дети учатся под руководством и на собственном опыте,
соответствующем их уровню когнитивного развития / 65
ГЛАВА 3. Внешкольный мир учащегося / 67
Вопросы задают школьники / 69
Третье пространство: пересечение учебной программы
и личного опыта / 72
Мир школьника как первое пространство / 74
Учебный план как второе пространство / 75
Создание третьего пространства / 77
Сообщество учащихся / 79
Преимущества работы в гибких малых группах / 80
Планирование третьего пространства в управляемой проектноисследовательской
деятельности / 81
Стратегии создания третьего пространства / 83
Моделирование / 83
Мотивация / 84
Умение слушать / 86
Обучение через информативные тексты / 88
Обучение в малых группах / 89
Устойчивая включенность в задание / 93
Управляемая проектно-исследовательская деятельность – альтернатива
в обучении / 94
Глава 4. Команда наставников в управляемой проектноисследовательской
деятельности / 97
Использование профессионального потенциала школы / 100
Тройка наставников / 101
Библиотекари в школе информационной эпохи / 102
Внедрение коллективного подхода в проектно-исследовательскую
деятельность: что говорит наука / 104
Факторы, препятствующие успеху / 105
Отсутствие времени / 105
Неопределенность роли и задач / 105
Плохо разработанные задания / 106
/ 6 /
Стр.7
Роль команды наставников в управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 110
Роль руководителей школы / 111
Роль учителей / 113
Роль школьного библиотекаря / 115
Роль внешкольных экспертов местного сообщества / 117
Кто еще влияет на внедрение методики управляемой проектноисследовательской
деятельности / 118
Состав команды наставников управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 119
ГЛАВА 5. Ресурсы для насыщенного учебного пространства / 121
Различные способы познания / 124
Школьная библиотека как проектная лаборатория / 125
Ресурсы школьной библиотеки / 126
Внешние ресурсы / 131
Использование Интернета в управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 132
Публичные библиотеки / 133
Музеи / 133
Музеи в Интернете / 136
Объектно-ориентированное обучение / 138
Ресурсы сообщества / 141
Музеи как ресурсы сообщества / 141
Формирование связей с сообществом / 142
Участие экспертов / 143
Использование различных ресурсов
в управляемой проектно-исследовательской деятельности / 145
Глава 6. Формирование информационной грамотности через
управляемую проектно-исследовательскую деятельность / 149
Новый тип грамотности / 151
Стандарты информационной грамотности / 152
Концептуальный подход к проблеме информационной грамотности / 153
Концепции обнаружения, оценки
и использования информации / 154
Концепции поиска информации / 155
Концепции оценки информации / 164
Выбор форматов для чтения, прослушивания, просмотра
и эмоционального восприятия / 164
/ 7 /
Стр.8
Концепции использования / 168
Интерпретация фактов и организация идей / 173
Информационная грамотность в методике управляемой проектноисследовательской
деятельности / 175
Глава 7. Стандарты знаний по учебным дисциплинам
в управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 177
Национальные стандарты знаний по учебным дисциплинам / 179
Общие темы в национальных стандартах / 180
Выбор стандартов для управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 181
Национальные стандарты в области изучения английского языка
и литературы / 182
Получение информации / 184
Владение литературной речью / 184
Обучение и рефлексия / 185
Решение проблем и применение знаний / 185
12 стандартов в области обучения английскому языку и литературе
[в средних школах США] / 186
Национальные стандарты по математике / 188
Числа и операции с ними / 189
Алгебра / 189
Геометрия / 189
Национальные стандарты в области естествознания / 192
Унификация концепций и процессов в естествознании / 194
Науки о природе, жизни, земле и космосе / 195
Естественные науки и технологии / 196
Естественные науки для личности и общества / 196
История и сущность естественных наук / 197
Национальные стандарты по общественным наукам / 197
Десять тем в стандартах по социальным наукам / 198
Культура и культурное многообразие / 199
Время, преемственность и перемены: самосознание человечества
на разных этапах социального развития / 200
Люди, страны и окружающая среда / 200
Индивидуальное развитие и самоидентификация / 200
Как люди создают и изменяют структуры власти, полномочий
и управления / 201
Как люди организуют производство, распределение и потребление
товаров и услуг / 201
/ 8 /
Стр.9
Взаимосвязи науки, технологий и общества / 202
Глобальные связи и взаимозависимость / 202
Идеалы, принципы и практические аспекты гражданского общества
в демократической республике / 203
Стандарты успеваемости учащихся / 204
Глава 8. Оценка в управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 205
Трудности организации наблюдения в управляемой проектноисследовательской
деятельности / 208
Изучение методов оценки обучения в школьных библиотеках / 210
Изучение методов оценки обучения школьников библиотекарями / 211
Показатели эффективности обучения / 213
Методы оценки проектно-ориентированного обучения / 215
Наблюдение / 216
Характеристика действий учащихся в ходе исследовательской
работы / 218
Конференции / 221
Портфолио / 223
Продукты исследования и тестирование / 225
Группы критериев / 227
Оценка проектно-ориентированного обучения в динамике / 228
Самооценка / 229
Разработка инструментария оценки проектно-ориентированного
обучения: опросы учащихся / 230
Оценка обучения школьников через исследовательскую деятельность
(SLIM) / 231
Способы оценки в управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 237
Глава 9. Педагогическое вмешательство в управляемой
проектно-исследовательской деятельности / 241
Вопросы без ответов / 244
Базовые исследовательские навыки / 246
Стратегии проектно-ориентированного обучения / 250
Зоны вмешательства / 254
Вмешательство для пяти направлений обучения в рамках проектноисследовательской
деятельности / 256
Мир учащегося в управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 261
/ 9 /
Стр.10
Вмешательство и создание сообщества учащихся / 263
Планирование управляемой проектно-исследовательской
деятельности / 265
Глава 10. Задачи школы XXI века / 267
Готовность к карьере / 269
Учение в течение всей жизни для граждан и повседневной жизни / 270
Сбалансированный подход к обучению и преподаванию / 271
Начать и не прекращать движение / 272
Школьные библиотеки в школах XXI века / 274
Литература / 277
/ 10 /
Стр.11