ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калининградский государственный технический университет»
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ
БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
№ 2 (32)
Научный журнал
Калининград
Издательство БГАРФ
2015
1
Стр.1
ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования).
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and
methods of professional education): научный рецензируемый журнал / под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.А.
Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2015. – № 2 (32). – с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода,
основателем которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор
Галина Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ
от 19 февраля 2010 г. № 6/6);
зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны
культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11 марта 2008 г.); представлен в
НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса
научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный договор №17-11/08); зарегистрирован в
международной базе данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory,
электронные версии журнала размещены также на сайте Национального цифрового ресурса Руконт
www.rucont.ru и Центра электронных ресурсов «Агентство «Книга – Сервис», www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка
на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарева Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального
педагогического образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области
педагогики, профессиональной педагогики, инженерной педагогики, теории и методики
профессионального образования, аспирантов, докторантов и соискателей.
авторской редакции.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-5-7481-0333-6
© Авторы статей, 2015
© «БГАРФ» ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2015
2
Статьи печатаются в
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора………………………………………….6
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Бокарева Г.А., Бокарев М.Ю. Формирование исследовательской компетенции
инженера в учебно-педагогических средах………………………………………….7
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Бугакова Н.Ю. Управление качеством образовательного процесса в
техническом вузе……………………………………………………………………11
Кострикова Н.А., Мороз Е.Д., Яфасов А.Я. Модель общественной Академии
инновационного технологического и социального предпринимательства для
модернизации региональной экономики………………………………………….14
Бугакова Н.Ю. Создание современной научно-образовательной среды в
отраслевом техническом университете……………………………………….......23
Гривусевич Г.В. Пути формирования универсальных учебных действий
у обучающихся в контексте внедрения ФГОС общего образования……………29
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Власова Е.З., Государев И.Б. Электронное обучение в подготовке инженеров.32
Дмитриева Ю.В. Дистанционные образовательные технологии сегодняшнего
дня как эффективное средство организации учебного процесса в ВУЗе……….39
Киракосян М.Ж., Герасимова А.В. Современные педагогические технологии
в образовательном процессе высшей школы……………………………………………..43
Макусева Т.Г. Психолого-дидактические основы индивидуальноориентированного
обучения в единой информационно-образовательной среде
вуза…………………………………………………………………………………..50
Герасимова А.В., Киракосян М.Ж. Формирование профессиональных
компетенций бакалавра направления 08400 «управление персоналом»………..61
Починалина Л.Н. Самостоятельная работа студентов в условиях
дистанционного образования как познавательный вид диалогового
взаимодействия с преподавателем………………………………………...............64
Бабулевич Ю.В., Балыко С.В. Российское среднее профессиональное
образование: актуальная проблематика развития ……………………………….69
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Чуксина И.Г. Компетентностный подход в организации профессиональной
коммуникативной деятельности преподавателя технического вуза…………72
Тамарская Н.В., Черняева М.Г. Инклюзивная компетенция в контексте
профессионального стандарта педагога………………………………………….74
Бычкова О.С. Психолого-педагогическая составляющая интерактивных форм
обучения при подготовке преподавателей вуза………………………………….77
Хацринова О.Ю. Современный взгляд на методическую компетентность
преподавателя инженерного вуза………………………………………………….81
Кибыш А.И. Европейские стандарты для российских колоний………………...87
3
Стр.3
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Власова Е.З., Кузин З.С. Многовариантность решения задач линейной алгебры
в учебном процессе…………………………………………………………………93
Авдеева Н.Н. Тестирование как прогрессивный метод текущего контроля
знаний учащихся………………………………………………………………….100
Пец А.В., Раздорской И.И. Дидактические функции виртуальных приборов
в системе подготовки будущих инженеров……………………………………..103
Усатова В.М. Моделирование как метод системного мышления в обучении
математике инженеров……………………………………………………………108
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Полещук Н.К., Зайцев А.А., Макаревский А.Б. Вестибулярные нагрузки и их
мультимодальное моделирование на специальных тренажерах……………..111
Безуглая Т.И. Психологическое здоровье как психолого-педагогическая
проблема………………………………………………………………………….116
Даниленкова В. А. Здоровьесберегающие технологии в экологической
образовательной среде технического вуза………………………………………124
Капалыгина И.И. Теоретический анализ проблемы здоровьесбережения
в историческом ракурсе…………………………………………………………..128
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Сарзала Д.,. Пестшиньски В. Interaction of the family and the school as a
condition of effectiveness of the process of education.(Взаимодействие семьи и
школы как условие эффективности процесса обучения)………………………135
Тамарская Н.В. Конкурентоспособное портфолио аспиранта………………140
Самсонова Н.В., Джерелейко С.И. Актуальное внутрифирменное обучение
работников малого предприятия бизнес………………………………………..143
Самсонова Н.В., Минкова Е.С., Петрова Е.И. Представление о
профессиональных рисковых зонах работников транспортных предприятий147
Торопов П.Б. Социальное содействие в перспективной системе общественных
ценностей: результаты форсайт исследования…………………………………151
Анянова Е.С. Проблематика технологии воздействия односторонних мер
государств в области охраны мореплавания …………………………………..158
Анянова Е.С. Методология совершенствования системы
международно-правовых мер по борьбе с пиратством на примере Сомали… 165
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мойсеенко С.С., Бокарев М.Ю. Дифференциально-интегральный подход в
подготовке специалистов в области управления рисками……………………..171
Сазонова З.С. Подготовка инженеров и научно-педагогических кадров
технических вузов в современных условиях международного взаимодействи181
Одинцов В.И. Моделирование влияния конструктивных и эксплуатационных
факторов при исследовании загрязнения атмосферы с судов в учебном
процессе……………………………………………………………………………188
Сазонова З.С., Кудрявцева Е.В. Проектно-целевой метод как структурный
компонент инновационных технологий активного взаимодействия………….191
Мойсеенко С.С. Программно-целевой подход к управлению развитием
профессионализма морских специалистов………………………………………197
4
Стр.4
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лурье И. Г., Коноваленко Т.А. Концепция управления учебной мотивацией
на основе превентивного повышения уровня исходной подготовки
обучающихся………………………………………………………………………204
Монгина Ф.М. Модель педагогического сопровождения формирования
коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих военного вуз209
Овчинникова Л.О. Технологии моделирования позитивного образа
военно-морской профессии при обучении русскому языку как иностранному212
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Меньшенина Л.Л. Формы организации дополнительного музыкального
образования студенческой молодежи……………………………………………216
РЕГИОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ВЛАДИВОСТОК
Соболенко А.Н., Глазюк Д.К. Возможность формирования профессиональных
компетенций преподавателей при подготовке студентов по специальности
«Эксплуатация судовых энергетических установок» с использованием
тренажёра машинного отделения………………………………………………222
Старостина С.В., Кращенко В.В. Проектирование электронной
образовательной среды для направления «Продукты питания из растительного
сырья» уровня магистратуры…………………………………………………….231
Старостина С.В. Формирование антинаркотической устойчивости студентов:
интерактивное занятие по химико-биологическим дисциплинам…………….237
Бубновская Т.В., Гаджибек В.П., Ким Т.В., Селионова Ю.В. К вопросу о
структурных элементах профессиональной компетентности преподавателя
ВУЗа при реализации основной образовательной программы по направлению
подготовки «Экономика» уровня бакалавриата (на примере ФГБОУ ВПО
«Дальрыбвтуз»)……………………………………………………………………247
Бубновская Т.В., Гаджибек В.П., Ким Т.В., Селионова Ю.В. Влияние
качества фондов оценочных средств на оценку уровня профессиональной
компетентности преподавателя (на примере магистерской программы
«Экономика» ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз»)………………………………….256
ABSTRACTS…………………………………………………………...............................................263
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ………………………………………………………………..271
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА………………………………………………………….275
5
Стр.5