З.С. Варфоломеева, Е.В. Максимихина, С.Е. Шивринская ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА •ФЛИНТА• З. С. Варфоломеева, Е. В. Максимихина, С. Е. Шивринская ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Монография Второе издание Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2012 Москва ББК 74.100.54 УДК 37.037.1 В 18 В 18 Варфоломеева З.С. <...> Формирование физической культуры личности старших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания: теория и практика [Электронный ресурс]: монография / Варфоломеева З.С., Максимихина Е.В., Шивринская С.Е. <...> ISBN 978-5-9765-1529-1 Монография представляет собой практико-ориентированное научное издание, содержащее материалы по теоретическому обоснованию инновационных образовательных проектов в области физического воспитания, реализуемых в ряде дошкольных образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области. <...> Изложенные в начале работы общие положения по проблеме формирования физической культуры личности старших дошкольников конкретизированы далее в описании различных моделей организации физического воспитания детей в ДОУ. <...> Теоретико-методические основы формирования физической культуры личности в старшем дошкольном возрасте . <...> Концепция деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках инновационного проекта «Дифференциация физического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения» . <...> Влияние дифференциации физического воспитания на мотивацию физкультурной деятельности детей старшего дошкольного возраста . <...> Спортивно-оздоровительное образование как фактор формирования физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста . <...> Концепция деятельности образовательных <...>
Формирование_физической_культуры_личности_старших_дошкольников_в_условиях_реализации_инновационных_моделей_физического_воспитания_теория_и_практика_(2).pdf
З.С. Варфоломеева
Е.В. Максимихина
С.Е. Шивринская
ФОРМИРОВАНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Теория и практика
Монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2025
Стр.1
УДК 373.21
ББК 74.100
В18
Р е ц е н з е н т ы:
О.А. Денисова, д-р пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ);
С.И. Изаак, д-р пед. наук, доцент (РЭА им. Г.В. Плеханова)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
С.И. Изаак, д-р пед. наук, доцент (РЭА им. Г.В. Плеханова)
В18
Варфоломеева 3.С.
Формирование физической культуры личности старших дошкольников
в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания:
теория и практика : монография / З.С. Варфоломеева, Е.В. Максимихина,
С.Е. Шивринская. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2025. — 192 с. —
ISBN 978-5-9765-1529-1. — Текст : электронный.
Монография представляет собой практико-ориентированное научное
издание, содержащее материалы по теоретическому обоснованию
инновационных образовательных проектов в области физического
воспитания, реализуемых в ряде дошкольных образовательных учреждений
г. Череповца Вологодской области. Изложенные в начале работы общие
положения по проблеме формирования физической культуры личности
старших дошкольников конкретизированы далее в описании различных
моделей организации физического воспитания детей в ДОУ.
Книга адресована практическим работникам в области дошкольной
педагогики и физической культуры, студентам и преподавателям вузов.
УДК 373.21
ББК 74.100
ISBN 978-5-9765-1529-1
© Варфоломеева З.С., Максимихина Е.В.,
Шивринская С.Е., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................. 5
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования физической
культуры личности в старшем дошкольном возрасте ...................... 9
1.1. Физическая культура личности: анализ содержания понятия .... 9
1.2. Особенности физической культуры личности старшего дошкольника
................................................................................................. 21
1.3. Педагогические условия формирования физической культуры
личности в старшем дошкольном возрасте ........................................... 29
1.3.1. Принципы формирования физической культуры личности
в старшем дошкольном возрасте......................................................... 29
1.3.2. Анализ программ дошкольного образовательного учреждения
по физическому воспитанию ................................................... 37
1.3.3. Методические приемы формирования физической культуры
личности старших дошкольников в дошкольном образовательном
учреждении ........................................................................... 51
Глава 2. Формирование физической культуры личности детей дошкольного
возраста в условиях дифференциации физического воспитания
............................................................................................................... 60
2.1. Концепция деятельности дошкольного образовательного учреждения
в рамках инновационного проекта «Дифференциация
физического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения» ............................................................................. 60
2.2. Анализ эффективности реализации проекта .................................. 75
2.2.1. Результаты констатирующего эксперимента ......................... 75
2.2.2. Влияние дифференциации физического воспитания на мотивацию
физкультурной деятельности детей старшего дошкольного
возраста ........................................................................................ 80
Глава 3. Спортивно-оздоровительное образование как фактор
формирования физической культуры личности детей старшего дошкольного
возраста ...................................................................................... 85
3.1. Концепция деятельности образовательных учреждений в рамках
инновационного проекта «Обеспечение преемственности в непрерывном
спортивно-оздоровительном образовании детей дошкольного
и младшего школьного возраста» (МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 110», МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 10») ............................................................................. 85
3.2. Анализ эффективности реализации проекта .................................. 91
3.2.1. Особенности физического и моторного развития детей
шестилетнего возраста, занимающихся по программе спортивно-оздоровительного
образования ........................................... 91
3
Стр.3
3.2.2. Динамика сформированности мотивационно-потребностного
компонента физической культуры личности детей дошкольного
и младшего школьного возраста в условиях спортивно-оздоровительного
образования ........................................... 94
3.2.3. Оценка знаний воспитанников экспериментальных
групп .................................................................................................. 97
3.2.4. Спортивно-оздоровительное образование детей дошкольного
возраста как фактор формирования школьной готовности
...................................................................................................... 99
Глава 4. Организационно-педагогические условия формирования
культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста ..................... 101
4.1. Концепция деятельности дошкольного образовательного учреждения
в рамках инновационного проекта «Организационнопедагогические
условия формирования культуры здоровья детей
старшего дошкольного возраста» ........................................................... 101
4.2. Анализ эффективности реализации проекта .................................. 114
4.2.1. Анализ результатов предварительного исследования проблемы
формирования культуры здоровья дошкольников ............... 114
4.2.2. Анализ готовности педагогов к инновационной деятельности
.......................................................................................................... 121
4.2.3. Анализ готовности родителей к совместной инновационной
деятельности .................................................................................. 123
4.2.4. Педагогические условия формирования культуры здоровья
детей старшего дошкольного возраста в образовательном
процессе дошкольного образовательного учреждения .................... 125
Глава 5. Формирование физической культуры дошкольника через
взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения ... 138
5.1. Концепция деятельности дошкольного образовательного учреждения
в рамках инновационного проекта «Формирование физической
культуры дошкольника через взаимодействие семьи и дошкольного
образовательного учреждения» (МДОУ «Детский сад общеразвивающего
типа № 63 «Ромашка») .................................................. 138
5.2. Целевые установки, задачи, ожидаемые результаты и диагностическое
обеспечение взаимодействия семьи и дошкольного образовательного
учреждения в процессе формирования физической
культуры дошкольника ............................................................................ 148
5.3. Анализ эффективности реализации проекта .................................. 158
5.4. Использование активных форм работы с родителями как метод
формирования родительской компетентности и активности в условиях
инновационного режима деятельности дошкольного образовательного
учреждения ............................................................................ 174
Заключение ............................................................................................... 181
Библиографический список ..................................................................... 182
4
Стр.4