З.С. Варфоломеева, Е.В. Максимихина, С.Е. Шивринская ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА •ФЛИНТА• З. С. Варфоломеева, Е. В. Максимихина, С. Е. Шивринская ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Монография Второе издание Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2012 Москва ББК 74.100.54 УДК 37.037.1 В 18 В 18 Варфоломеева З.С. <...> Формирование физической культуры личности старших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей физического воспитания: теория и практика [Электронный ресурс]: монография / Варфоломеева З.С., Максимихина Е.В., Шивринская С.Е. <...> ISBN 978-5-9765-1529-1 Монография представляет собой практико-ориентированное научное издание, содержащее материалы по теоретическому обоснованию инновационных образовательных проектов в области физического воспитания, реализуемых в ряде дошкольных образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области. <...> Изложенные в начале работы общие положения по проблеме формирования физической культуры личности старших дошкольников конкретизированы далее в описании различных моделей организации физического воспитания детей в ДОУ. <...> Теоретико-методические основы формирования физической культуры личности в старшем дошкольном возрасте . <...> Концепция деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках инновационного проекта «Дифференциация физического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения» . <...> Влияние дифференциации физического воспитания на мотивацию физкультурной деятельности детей старшего дошкольного возраста . <...> Спортивно-оздоровительное образование как фактор формирования физической культуры личности детей старшего дошкольного возраста . <...> Концепция деятельности образовательных <...>
Формирование_физической_культуры_личности_старших_дошкольников_в_условиях_реализации_инновационных_моделей_физического_воспитания_теория_и_практика.pdf
З. С. Варфоломеева, Е. В. Максимихина,
С. Е. Шивринская
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ
МОДЕЛЕЙ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Монография
Второе издание
Издательство «ФЛИНТА»
Издательство «Наука»
2012
Москва
Стр.2
ББК 74.100.54
УДК 37.037.1
В 18
В 18
Варфоломеева З.С. Формирование физической культуры личности
старших дошкольников в условиях реализации инновационных моделей
физического воспитания: теория и практика [Электронный ресурс]:
монография / Варфоломеева З.С., Максимихина Е.В., Шивринская С.Е. –
2-е изд. – М. : ФЛИНТА: Наука, 2012. – 191 с.
ISBN 978-5-9765-1529-1
Монография представляет собой практико-ориентированное научное издание, содержащее
материалы по теоретическому обоснованию инновационных образовательных
проектов в области физического воспитания, реализуемых в ряде дошкольных образовательных
учреждений г. Череповца Вологодской области. Изложенные в начале работы
общие положения по проблеме формирования физической культуры личности старших
дошкольников конкретизированы далее в описании различных моделей организации физического
воспитания детей в ДОУ.
Книга адресована практическим работникам в области дошкольной педагогики и
физической культуры, студентам и преподавателям вузов.
Р е ц е н з е н т ы: О.А. Денисова, д-р пед. наук, доцент (ГОУ ВПО
ЧГУ); С.И. Изаак, д-р пед. наук, доцент (РЭА им. Г.В. Плеханова)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р: С.И. Изаак, д-р пед. наук, доцент (РЭА
им. Г.В. Плеханова)
ISBN 978-5-9765-1529-1
2
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .............................................................................................
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования физической
культуры личности в старшем дошкольном возрасте ......................
1.1. Физическая культура личности: анализ содержания понятия ....
1.2. Особенности физической культуры личности старшего дошкольника
.................................................................................................
1.3. Педагогические условия формирования физической культуры
личности в старшем дошкольном возрасте ...........................................
1.3.1. Принципы формирования физической культуры личности
в старшем дошкольном возрасте.........................................................
1.3.2. Анализ программ дошкольного образовательного учреждения
по физическому воспитанию ...................................................
1.3.3. Методические приемы формирования физической культуры
личности старших дошкольников в дошкольном образовательном
учреждении ...........................................................................
Глава 2. Формирование физической культуры личности детей дошкольного
возраста в условиях дифференциации физического воспитания
...............................................................................................................
2.1. Концепция деятельности дошкольного образовательного учреждения
в рамках инновационного проекта «Дифференциация
физического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения» .............................................................................
2.2. Анализ эффективности реализации проекта ..................................
2.2.1. Результаты констатирующего эксперимента .........................
2.2.2. Влияние дифференциации физического воспитания на мотивацию
физкультурной деятельности детей старшего дошкольного
возраста ........................................................................................
Глава 3. Спортивно-оздоровительное образование как фактор
формирования физической культуры личности детей старшего дошкольного
возраста ......................................................................................
3.1. Концепция деятельности образовательных учреждений в рамках
инновационного проекта «Обеспечение преемственности в непрерывном
спортивно-оздоровительном образовании детей дошкольного
и младшего школьного возраста» (МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 110», МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 10») .............................................................................
3.2. Анализ эффективности реализации проекта ..................................
3.2.1. Особенности физического и моторного развития детей
шестилетнего возраста, занимающихся по программе спортивно-оздоровительного
образования ...........................................
85
60
60
75
75
80
5
9
9
21
29
29
37
51
85
91
91
3
Стр.4
3.2.2. Динамика сформированности мотивационно-потребностного
компонента физической культуры личности детей дошкольного
и младшего школьного возраста в условиях спортивно-оздоровительного
образования ...........................................
3.2.3. Оценка знаний воспитанников экспериментальных
групп ..................................................................................................
3.2.4. Спортивно-оздоровительное образование детей дошкольного
возраста как фактор формирования школьной готовности
......................................................................................................
Глава 4. Организационно-педагогические условия формирования
культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста ..................... 101
4.1. Концепция деятельности дошкольного образовательного учреждения
в рамках инновационного проекта «Организационнопедагогические
условия формирования культуры здоровья детей
старшего дошкольного возраста» ........................................................... 101
4.2. Анализ эффективности реализации проекта .................................. 114
4.2.1. Анализ результатов предварительного исследования проблемы
формирования культуры здоровья дошкольников ............... 114
4.2.2. Анализ готовности педагогов к инновационной деятельности
.......................................................................................................... 121
4.2.3. Анализ готовности родителей к совместной инновационной
деятельности .................................................................................. 123
4.2.4. Педагогические условия формирования культуры здоровья
детей старшего дошкольного возраста в образовательном
процессе дошкольного образовательного учреждения .................... 125
Глава 5. Формирование физической культуры дошкольника через
взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения ... 138
5.1. Концепция деятельности дошкольного образовательного учреждения
в рамках инновационного проекта «Формирование физической
культуры дошкольника через взаимодействие семьи и дошкольного
образовательного учреждения» (МДОУ «Детский сад общеразвивающего
типа № 63 «Ромашка») .................................................. 138
5.2. Целевые установки, задачи, ожидаемые результаты и диагностическое
обеспечение взаимодействия семьи и дошкольного образовательного
учреждения в процессе формирования физической
культуры дошкольника ............................................................................ 148
5.3. Анализ эффективности реализации проекта .................................. 158
5.4. Использование активных форм работы с родителями как метод
формирования родительской компетентности и активности в условиях
инновационного режима деятельности дошкольного образовательного
учреждения ............................................................................ 174
Заключение ............................................................................................... 181
Библиографический список ..................................................................... 182
4
94
97
99
Стр.5