Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ
Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., академик РАО,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Лилия Виниченко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 18 .12.15. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 14,4. Заказ № 52. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2015
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ст. науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., академик РАО, проф.
каф. педагогики высшей школы информационных
образовательных технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО, почетный работник
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Образовательный и воспитательный
процессы как единое целое
Известный спор о том, что первично, что актуальнее, что
востребованнее — образование или воспитание — является,
на наш взгляд, надуманным и даже неприемлемым. Во-первых,
хочется говорить о взаимоотношении обучения и воспитания,
так как понятие «образование» более комплексное, априори
включающее в себя и воспитание, а обучение чаще рассматривается
как процесс сообщения (получения) знаний, умений и
навыков. Хотя нередко образование и обучение у многих авторов
выступают как синонимы.
Не будем в колонке главного редактора рассматривать
сложные теоретические аспекты проблемы. Давайте посмотрим
на проблему сопряжения обучения и воспитания.
Известное положение о том, что «воспитательного вакуума»
не бывает, имеет серьезные основания. Не бывает ни одного жизненного сюжета, который в той
или иной мере не влиял бы на растущую личность, тем более в образовательной организации (как
на уроках, так и во внеурочной деятельности).
Сейчас нередко в школах можно услышать разрушительное по своей сути заключение: «В школе
дети должны приобретать знания, а воспитанием должна заниматься семья». Понятно, что роль
семьи в воспитании своих детей является ключевой и не подлежит сомнению. Но ведь школа так
или иначе всегда влияет на становление личности школьника. Дело в том, что все воспитательное
влияние на детей можно разделить на две части: а) система специально организованного воспитательного
действия на детей; б) неорганизованное, спонтанное, непродуманное влияние на
детей.
В первом случае это комплекс специально подготовленных мероприятий по воспитанию детей
(патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, физическому, трудовому и т. д.),
продумывание беседы с конкретным школьником или группой учащихся, продумывание учителем
своего внешнего вида, стиля общения с детьми, реакции на различные события и т. д.
Во втором случае ничего не готовится и не продумывается. В этом случае учителя, нередко переполненные
эмоциями, не следят за своей речью, могут оскорбить школьника, получая в ответ
соответствующую реакцию, не всегда положительно можно оценить внешний вид учителя. Особо
следует отметить влияние на детей их товарищей, окружающих их людей, средств массовой коммуникации.
Да и родители не всегда положительно влияют на детей. Список можно продолжать.
К сожалению, негативных аспектов влияния очень много, и школа в одиночестве эффективного
воспитания детей не решит. Здесь необходимо организованное влияние всего социума.
А на сегодняшний день, к сожалению, позитивное влияние специально организованных действий
из первой группы тонет в негативе стихийного влияния из группы второй.
Замечено одно существенное обстоятельство влияния процесса обучения на духовно-нравственный
уровень детей. Если обучение организовывается как творческий исследовательский
процесс с преобладанием самостоятельной деятельности детей (в том числе и групповой), то при
определенном накоплении такой деятельности в характере детей начинают заметно проявляться
позитивные стороны (взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность, настойчивость и т. д.). В
этом как раз и проявляется объединение в единое целое воспитания и обучения.
Стр.2