Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика»,
г. Москва
Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., академик РАО,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент,
ведущ. науч. сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Лилия Виниченко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 17 .07.15. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 17,0. Заказ № 23. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2015
Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., академик РАО, проф.
каф. педагогики высшей школы информационных
образовательных технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО, почетный работник
общего образования РФ
А. И. Таюрский, д-р эконом. наук, проф., академик РАО,
председатель ФГУ «Сибирское отделение» РАО, заслуж.
учитель РФ, заслуж. деятель науки, г. Красноярск
Д. И. Фельдштейн, д-р психол. наук, проф., вице-президент
РАО, академик РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Формирование человеческого капитала
в системе общего образования
Говоря о развитии того или иного региона (да и страны в
целом), прежде всего имеют в виду наличие специалистов, обладающих
такой совокупностью знаний, умений, навыков, которые
можно успешно использовать для удовлетворения многообразных
потребностей как самого человека (специалиста),
так и общества, в котором он живет и трудится. Подчеркнем:
это не просто набор определенных знаний, умений и навыков,
а их система, их взаимосвязь, позволяющая человеку самосовершенствоваться,
быть успешным и востребованным, то есть
приносить ощутимую пользу обществу. Такую систему сформированных
знаний, умений, навыков и называют человеческим
капиталом, который, безусловно, начинает формироваться
еще в школе, то есть в условиях общего образования.
Если же на понятие «человеческий капитал» смотреть шире, то это не только фактор эффективного
экономического развития, но и фактор развития общества, семьи. Таким образом, человеческий
капитал — это и здоровье человека, и его интеллект, его знания, его качественный производительный
труд, и качество его жизни. Как видим, человеческий капитал — основа формирования
и развития инновационной экономики. Но не только. Человеческий капитал — основа экономики
знаний как следующего перспективного этапа развития.
В формировании человеческого капитала серьезное место отводится системе профессионального
образования, но недооценивать в этом вопросе систему общего образования было бы
большой ошибкой. Обеспечение всесторонней социализации детей в условиях школы как раз и
закладывает стратегическую основу формирования человеческого капитала. По существу, здесь
важен модельный подход к решению проблемы обучения — воспитания — развития. Важен интегрированный
подход к обеспечению выстраивания модели, когда учитель озадачен тем, чтобы
не только научить, но и приобщить к правильному проживанию в обществе, привить уверенные
творческие навыки. Эти творческие навыки обязательно должны выходить за рамки учебных
предметов, обладать метапредметностью.
С методологических позиций для более объемного формирования человеческого капитала,
безусловно, актуален проектный подход, когда и учитель, и учащиеся обеспечивают обобщенную
структуру деятельности по овладению тем или иным учебным предметом при непременном доминировании
исследовательской самостоятельности обучающихся с обязательной всесторонней
рефлексией.
Вообще, многие учителя, добивающиеся высоких результатов в обучении и воспитании, в значительной
мере обеспечивают адекватные подходы к формированию человеческого капитала. К
сожалению, не всегда при этом уделяется должное внимание сохранению и развитию здоровья
детей.
Наверное, человеческий капитал, с которым подростки выходят из стен школы, и есть их всесторонняя
качественная подготовка к жизни.
Стр.2
Уважаемые коллеги!
Мы живем в век стремительных перемен: осуществляется
модернизация образования, меняется его содержание, внедряются
новые образовательные технологии, основанные на
соединении передовых научных идей с инновационной педагогической
практикой. При этом одно остается неизменным —
великая роль Учителя.
Вы посвятили свою жизнь благородному и трудному делу —
обучению и воспитанию. Ваши успехи — достижения ваших учеников.
А эти достижения — результат большой и продуманной
работы всей системы образования.
Сохраняя и развивая традиции российской школы, вы воспитываете
не просто наших детей, но и будущих граждан нашей
страны. От вашей работы напрямую зависит, в каком государстве
мы будем жить через десять, двадцать, тридцать лет. Без вашего ежедневного кропотливого
труда невозможна связь поколений и преемственность славных начинаний.
Новый учебный год привнесет в нашу деятельность новые смыслы.
Реализация Концепций развития математического и школьного филологического образования,
Историко-культурного стандарта потребует изменений в технологиях и содержании обучения.
Принятая
Концепция развития дополнительного образования, Стратегия развития воспитания,
продуманная реализация ФГОС приведут к осознанной необходимости интеграции дополнительного
образования во внеурочную деятельность обучающихся.
Доступное и качественное образование позволит обеспечить экономику нашего региона подготовленным
поколением креативной и профессиональной молодежи, способной к инновационному
прорыву с целью реализации программы реиндустриализации Новосибирской области.
Для решения поставленных задач нам необходимо системное внедрение современных организационно-экономических
механизмов управления, конструктивная работа органов государственно-общественного
управления, позволяющих осуществить переход от системы оценки качества
к системе управления качеством образования.
Пришло время перейти от разговоров об образовании в целом к обсуждению конкретных результатов.
Эффект от образования должен быть заметен в каждой семье Новосибирской области.
Мы понимаем, что решение задач потребует новых подходов к профессиональному образованию
нынешних и будущих педагогов. От традиционной системы повышения квалификации работников
образования мы должны перейти к региональной системе непрерывного профессионального
развития, включающей формальные, неформальные и информальные формы.
Пусть в новом учебном году ваши успехи станут основой для реализации задуманных планов,
а ваш профессионализм, опыт, мудрость, глубокие знания внесут достойный вклад в развитие системы
образования Новосибирской области!
Министр образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области
С. А. Нелюбов
Стр.3