АБРИС ПРОБЛЕМЫ УДК 37.014.3 татьяна Викторовна смолЕусоВа, профессор кафедры начального образования новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ, независимый эксперт пилотных программ ЮнЕско, г. новосибирск Понятие инновации и псевдоинновации в образовании Автор статьи анализирует определения понятия «инновации» разных ученых, приводит свое определение понятия «инновации в образовании». <...> В 26 настоящее время практически всеми участниками образовательных отношений осознана необходимость инновационных изменений. <...> Основой повышения эффективности образования является инновационное развитие образования. <...> Но прежде чем размышлять об инновационном развитии образования, необходимо определиться с пониманием инноваций в образовании. <...> Проблему «предельной неопределенности» понятия инноваций поднимает доктор психологических наук В. И. Cлободчиков. <...> Он констатирует, что «отсутствует и внятный, устоявшийся тезаурус инновационной деятельности, ее отдельные термины многозначны и размыты, что создает устойчивую иллюзию банальности и общепонятности, что есть "инновационность", а отсюда — еще одна иллюзия, что только ленивый не "занимается" инновациями, особенно — в образовании» [7]. <...> Следствием или причиной такого понимания инноваций является отсутствие четких критериев инновационности происходящих преобразований. <...> Неопределенность понятий приводит к непониманию участников одного терминологического пространства. <...> Учителя, принимавшие участие в опросе автора, проведенного в рамках исследования состояния готовности учителей к инновационной деятельности [10], называли инновациями все новое. <...> Только половина опрошенных учителей считали, что инновации дают положительный эффект. <...> Четверть учителей утверждала, что у них нулевой эффект применения инноваций. <...> Можно только догадываться <...>