ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2016. № 6
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
доктор педагогических наук, профессор А. П. УСОЛЬЦЕВ.
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2016. № 6
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Doctor of Pedagogy, Professor A. P. USOLTZEV
Executive Editor
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA
Managing Editor
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Абдулов Р. М., Абдулова Е. В.
Применение современных информационных коммуникационных технологий
при формировании инженерного мышления в процессе обучения физике .................. 8
Арбузов С. С.
Проектирование педагогической технологии формирования сетевых компетенций
у будущих бакалавров-информатиков ................................................................................. 15
Бойчук В. Н., Липатникова И. Г.
Формирование умений принимать решения как один из способов развития
инженерного мышления учащихся 5-х классов в процессе обучения математике ..... 23
Бормотова А. Г., Мамалыга Р. Ф.
Методические аспекты использования метода проектов и метода обратной мозговой
атаки при формировании инженерного мышления у младших школьников
в рамках внеурочной деятельности ...................................................................................... 29
Ванюкова Т. В., Зуев П. В., Янцер О. В.
Современное состояние и перспективы развития
естественно-научного образования школы и вуза (на примере УрГПУ)........................ 35
Выборова Н. Н., Пермякова М. Ю.
Формирование функционально-графической грамотности
как необходимый компонент профессиональной подготовки
студентов технических специальностей...............................................................................40
Зуев П. В., Кощеева Е. С.
Развитие инженерного мышления учащихся в процессе обучения ................................ 44
Карпова Е. В., Матвеева Е. П.
Роль формального и практического содержания математических дисциплин
в формировании инженерного мышления студентов ....................................................... 50
Коржавина Т. Н.
Структурно-функциональная модель адаптации выпускников техникума
к будушей профессиональной деятельности ...................................................................... 56
Кощеева Е. С., Минина Е. Е.
Моделирование информационных процессов
как средство формирования системного мышления ......................................................... 61
Кудрявцев А. В.
Основные возможности использвоания мобильных устройств
в системе высшего образвоания……………………………………………………………………………..66
Минина А. М.
Определение виртуальной образовательной среды: комплексный подход .................. 71
Надеева О. Г.
Исследование информированности старшеклассников
о профессиональных требованиях к инженерно-техническим работникам ................. 77
Печеркина С. В.
Рабочая тетрадь учащегося как средство достижения метапредметных результатов
при обучении физике .............................................................................................................. 83
Сардак Л. В., Софронов А. А.
Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей)
обучающегося средствами мобильных и облачных технологий……………………………….91
Семенова И. Н., Слепухин А. В.
Методологические аспекты построения системы методов формирования
инженерного мышления в условиях использования информационной
образовательной среды........................................................................................................... 97
Усольцев А. П., Шамало Т. Н.
Наглядность и ее функции в обучении .............................................................................. 102
Стр.4
5
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Колычев Г. С., Симбирцева Н. А.
На пути к медиаграмотной личности: от теории к практике ......................................... 110
Корнеева Л. И., Ма Жунюй
Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции
при обучении китайскому языку ......................................................................................... 116
Миков В. Ю.
Методика формирования языковой готовности
к осуществлению профессиональной деятельности ......................................................... 121
Корзникова Г. Г., Подкина К. Ю., Чикова О. А.
Маркетинг в сфере высшего педагогического образования уральского региона:
поэтапное содержание деятельности ................................................................................. 126
Руднев В. Н.
Патриотический дискурс в восприятии студентов
(по материалам социально-педагогического исследования) ......................................... 133
Суетин П. С.
Профессионально-педагогическая направленность
педагогов по физической культуре ..................................................................................... 140
Эктов А. В.
О возможности существования юридической клиники
в условиях практико-ориентированного дистанционного обучения в вузе ................ 146
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Ахмерова Н. М., Зиатдинова Ф. Н., Мухамадеев И. Г.
Профессионально-педагогические качества воспитателя
дошкольного образовательного учреждения: структурно-динамический подход ..... 152
Берзин А. Б., Берзин Б. Ю., Мальцев А. В.
Единый государственный экзамен:
управленческая новелла либо жизненная необходимость? ........................................... 160
Королева С. В.
Оценка качества дошкольного образования: технологический аспект ........................ 166
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Бисембаева А. К.
Вопросы формирования конфликтологической компетентности
будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе .... 172
Богдан Е. С., Гузич М. Э.
Психологический аспект планирования и управления индивидуальной карьерой
студентами и выпускниками вуза ....................................................................................... 178
Бойко И. М.
Современные тенденции профессионального развития женщин в России ................ 184
Коньшина Т. М., Садовникова Т. Ю.
Привязанность к матери и идентичность старших подростков
в сфере профессионального самоопределения ................................................................. 189
Кузовков А. Д., Кубланов В. С., Петренко Т. С., Ретюнский К. Ю.
Профилактика дезаптационных расстройств,
обусловленных профессиональным стрессом .................................................................. 199
Рябова М. Г., Отраднова А. С.
Индивидуально-психологические особенности курсантов
в процессе адаптации к образовательной среде вуза МВД России ............................... 206
Степанов Р. И.
Структура и содержание педагогических умений будущих специалистов-психологов
в сфере правоохранительной деятельности ....................................................................... 211
Шаламов В. В.
Личностные свойства обучающихся образовательных организаций системы
МВД России как условие готовности к учебной деятельности ....................................... 217
Стр.5
6
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Батаршев А. В.
Памяти академика Мирзы Исмаиловича Махмутова
(к 90-летию со дня рождения) ............................................................................................ 225
Беляева Л. А., Чугаева И. Г.
Вызовы искусства постмодерна и современные практики
художественного образования............................................................................................. 231
Мурзин А. Э., Мурзина И. Я.
Комплекс ГТО и перспективы развития
массового спортивно-физкультурного движения в современной России ....................238
РЕЦЕНЗИИ
Байлук В. В.
Монография «Формирование готовности будущих специалистов в вузе
к профессиональной самореализации»: взгляд автора .................................................. 244
Поздняк С. Н.
Рецензия на монографию доктора философских наук, профессора В. В. Байлука
«Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной
самореализации» ................................................................................................................... 247
Информация для авторов ................................................................................................................ 251
Стр.6