П. Г. Демидова Кафедра общей психологии Н. А. Митрушина Диагностические методики в перинатальной психологии Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1 УДК 159.9:61 ББК Ю 98я73 М 67 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П. Г. Демидова М 67 Митрушина, Н. А. Диагностические методики в перинатальной психологии: метод. указания / Н. А. Митрушина; Яросл. гос. ун-т им. <...> Методические указания являются дополнением к теоретической части дисциплины «Перинатальная психология» и могут использоваться для самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология (дисциплина «Перинатальная психология», блок ДС), очной формы обучения. <...> Многочисленными исследованиями показано, что физиологическое течение беременности и психоэмоциональное состояние беременной женщины зависят от принятия беременности, материнской позиции и семейной ситуации (Д. <...> Определение общего психоэмоционального состояния беременной женщины • шкала количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины (В. В. Абрамченко, Т. А. Немчин); • методика САН (самочувствие, активность, настроение) Доскин, (В. <...> Выявление типа переживания беременности • интервью по шевелению (Г. Г. Филиппова); • тип отношений беременной (И. В. Добряков); • проективная методика «Моя беременность» (Г. Г. Филиппова). <...> Представление о будущем ребенке, отношение к будущему ребенку • интервью по шевелению (Г. Г. Филиппова); • проективная методика «Я и мой ребенок»; • проективная методика «Сочинение о своем ребенке» с использованием контент-анализа. <...> Выявление конфликта в материнской сфере • генограмма с проработкой материнской линии (желательно в трех поколениях) (М. <...> Боуэн); • опросник на (Г. Г. Филиппова <...>
Диагностические_методики_в_пе-_ринатальной_психологии_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра общей психологии
Н. А. Митрушина
Диагностические методики
в перинатальной психологии
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 159.9:61
ББК Ю 98я73
М 67
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра общей психологии
Ярославского государственного университета
им. П. Г. Демидова
М 67
Митрушина, Н. А. Диагностические методики в перинатальной
психологии:
метод.
указания
/
Н. А. Митрушина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. –
Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 47 с.
Описываются процедура проведения, общая схема обработки
и интерпретации результатов основных методик,
используемых в период беременности и после родов,
приводятся сами методики. Методические указания являются
дополнением к теоретической части дисциплины
«Перинатальная психология» и могут использоваться для
самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому
занятию.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 Психология (дисциплина «Перинатальная
психология», блок ДС), очной формы обучения.
УДК 159.9:61
ББК Ю 98я73
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2009
2
Стр.2
Консультационная и психокоррекционная работа перинатального
психолога неразрывно связана с диагностическим аспектом,
направленным на определение психотерапевтических
мишеней, проверку рабочих гипотез, формирование дифференцированного
индивидуально-ориентированного подхода к оказанию
психологической помощи женщине, находящейся в периоде
ожидания и раннего развития ребенка. Многочисленными
исследованиями показано, что физиологическое течение беременности
и психоэмоциональное состояние беременной женщины
зависят от принятия беременности, материнской позиции и
семейной ситуации (Д. Пайнз, Г. Г. Филиппова, Н. П. Коваленко,
В. И. Брутман, К. Д. Хломов и др.).
Для диагностики данных параметров наиболее часто используются
следующие методики:
1. Определение общего психоэмоционального состояния беременной
женщины
• шкала количественной и качественной оценки психосоматического
состояния беременной женщины (В. В. Абрамченко,
Т. А. Немчин);
• методика САН (самочувствие, активность, настроение)
Доскин,
(В. А.
М. П. Мирошников);
• проективная
Н. А. Лаврентьева,
методика
«Человек
В. Б.
под
Шарай,
дождем»
(Е. Романова, Т. Сытько).
2. Выявление типа переживания беременности
• интервью по шевелению (Г. Г. Филиппова);
• тип отношений беременной (И. В. Добряков);
• проективная методика «Моя беременность» (Г. Г. Филиппова).
3.
Представление о будущем ребенке, отношение к будущему
ребенку
• интервью по шевелению (Г. Г. Филиппова);
• проективная методика «Я и мой ребенок»;
• проективная методика «Сочинение о своем ребенке» с использованием
контент-анализа.
3
Стр.3
4. Выявление конфликта в материнской сфере
• генограмма с проработкой материнской линии (желательно
в трех поколениях) (М. Боуэн);
• опросник
на
(Г. Г. Филиппова);
• тест
И. Ю. Хамитова);
• методика
онтогенез
материнской
«Фигуры» (В. И. Брутман,
«Идеальный
сферы
Г. Г. Филиппова,
родитель» (Р. В. Овчарова,
Ю. А. Дегтярева);
• проективные рисунки – «Я и мой ребенок», «Я и моя мама»
(Г. Г. Филиппова); «Автопортрет –
кресло»
(И. В. Вшивкова);
• проективная методика «Родительское сочинение» с использованием
контент-анализа (О. А. Карабанова).
5. Определение валентности отношения к беременности,
будущему ребенку, к себе
• цветовой тест отношений (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд).
6. Оценка отношений в диаде
• процедура «Ситуация с незнакомцем» (М. Айнсворт);
• диагностическая проба (Г. А Мишина).
7. Диагностика супружеских отношений и удовлетворенности
ими
• опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин,
Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко);
• ролевые ожидания и притязания в браке (А. Н. Волкова)
В данной работе описана процедура проведения, обработки
и интерпретации результатов девяти методик: интервью по шевелению,
шкалы количественной и качественной оценки психосоматического
состояния беременной женщины, теста отношений
беременной, методики «Представления об идеальном родителе»,
диагностической пробы на оценку диадического
взаимодействия и проективных методик – теста «Фигуры», ЦТО,
рисуночных тестов («Моя беременность», «Я и мой ребенок»).
4
Стр.4
Шкала количественной и качественной
оценки психосоматического состояния
беременной женщины
(В. В. Абрамченко и Т. А. Немчин)
Цель – оценить психоэмоциональное и соматическое состояние
беременной женщины, особенности ее социальнопсихологического
статуса, выявить отношение к предстоящему
появлению ребенка в семье.
Описание методики
Шкала состоит из 50 пунктов-вопросов и включает четыре
основных раздела: по нервно-психическому состоянию (первые
17 пунктов), соматическому здоровью (следующие 18 пунктов),
социальному положению (следующие 9 пунктов) и отношению к
ребенку (последние 6 пунктов) [1].
Подготовка стимульного материала.
Каждое предложение выписывается на отдельную карточку,
у которой отрезается правый или левый нижний угол. Правые
углы отрезаются у тех карточек, в которых предложения сформулированы
в утвердительной форме и отражают наличие того
или иного расстройства. Левые углы отрезаны у тех карточек,
содержание которых сформулировано в отрицательной форме.
Инструкция: «Просим Вас прочитать каждую карточку и
отложить ее вправо, если Вы согласны с тем, что на ней написано,
или влево, если Вы не согласны с ее текстом».
Обработка результатов
По окончании исследования из правой стопки извлекаются
карточки с отрезанным правым, а из левой ─ с отрезанным левым
нижними углами. Сумма извлеченных карточек представляет
собой количественный показатель нарушений у обследуемой
в ее субъективной оценке. При необходимости проводится качественный
анализ.
Текст
1. Я не опасаюсь за исход родов (неверно).
2. Во время беременности моя память не ухудшилась (неверно).
5
Стр.5