ББК Ч448.3(2)6 ГСНТИ 14.01.79 Код ВАК 13.00.01 Батаршев Анатолий Васильевич, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, капитан 2 ранга в отставке, профессор Международной академии психологических наук; 192148, г. Санкт-Петербург, ул. <...> 3; e-mail: batarchev@mail.ru ПАМЯТИ АКАДЕМИКА МИРЗЫ ИСМАИЛОВИЧА МАХМУТОВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Махмутов Мирза Исмаилович; Российская академия образования; НьюЙоркская академия наук; проблемное обучение. <...> Освещаются научная педагогическая деятельность выдающегося деятеля науки Российской Федерации академика М. И. Махмутова, его вклад в разработку теории проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школе, в развитие непрерывного профессионального образования в России и непосредственно в Татарстане. <...> Весомым вкладом в теорию проблемного обучения явилась разработка М. И. Махмутовым системы методов обучения, основанных на бинарной основе с учетом принципов целеполагания, проблемности и деятельностного подхода к процессу учения. <...> Хотя к разработке методов на данной основе приступали различные исследователи (Н. М. Верзилин, М. М. Левина, Н. М. Мочалова), наиболее совершенной признана система методов в разработке М. М. Махмутова. <...> Вопросы теории и практики проблемно-развивающего обучения на основе реализации разработанной им системы методов на бинарной основе изложены в ряде теоретических и экспериментальных работ. <...> Махмутову, метод обучения – это не вид и не способ деятельности, а система правил педагогического взаимодействия, которыми должны руководствоваться педагог и обучающиеся при выборе приемов и способов конкретных действий, ведущих к достижению поставленных целей обучения. <...> Велики заслуги М. И. Махмутова в организации инновационного образовательного учреждения высшей школы – татарско-американского регионального института (ТАРИ), в котором обучение строится на основе американской системы образования (1992). <...> Студенты приобщаются <...>