учеНые заПИСкИ СаНкт-ПетеРбуРГСкоГо ГоСудаРСтвеННоГо
ИНСтИтута ПСИхолоГИИ И СоцИальНой Работы
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
Платонов Ю.П.
Ответственные редакторы:
Гинецинский в.и.
Змановская е.в.
Платонова н.м.
Члены редакционной коллегии:
ДуДченко З.Ф.
никиФоров Г.с.
тЮрина Э.и.
яковлева и.в.
Секретарь редакционной коллегии:
БоГДанова н.в.
– д.пс.н., профессор, ректор СПбГИПСР, зав.кафедры
прикладной социальной психологии
– д.п.н., профессор, зав.кафедры педагогической
антропологии
– д.пс. н., доцент, проректор по научной работе, зав.
кафедры прикладной девиантологии и конфликтологии
– д.п.н., профессор, зав.кафедры социальной работы и
социальных наук
– к.пс.н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д.пс.н., профессор, зав. кафедры психологии здоровья
– к.п.н., доцент, зав.кафедры гендерологии и фамилистики
– к.пс.н., доцент, зав.кафедры общей и дифференциальной
психологии
– к.фил.н., доцент кафедры иностранных языков
Кокоренко В.Л.
СтаНовлеНИе И РазвИтИе ПРоФеССИоНальНоГо СамоСозНаНИя . . . . . . . . . 37
Пенцова Е.А.
ПоловозРаСтНые аСПекты ПРоФеССИоНальНоГо СамооПРеделеНИя в
юНоСтИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-27499 от 14 марта 2007 г.
Ясюкова Л.А.
оСобеННоСтИ ФоРмИРоваНИя СоцИальНоГо ИНтеллекта одаРеННых
ПодРоСтков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2008
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОцИАЛьНОй РАБОТЫ
Иваненков С.П.
НекотоРые методолоГИчеСкИе ПРоблемы ИССледоваНИя молодой
СемьИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
3
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОй ПСИхОЛОГИИ
Платонов Ю.П.
ПСИхотИП как ФактоР коНФлИктНоГо ПоведеНИя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Белов В.Г.
ИННовацИоННые ИзмеНеНИя как ПРедПоСылка ФоРмИРоваНИя
ПСИхоГеНИй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Белавина О.В.
оСобеННоСтИ СоцИалИзацИИ ПодРоСтков С РазлИчНым тИПом
ИНтеллекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Васильев С.В., Шустрова Г.П., Татульян С.Е.
ИССледоваНИе оСобеННоСтИ СубъектИвНоГо воСПРИятИя вРемеНИ
(ПРошедшеГо, НаСтоящеГо И будущеГо) лИцамИ ПоЖИлоГо И
СтаРчеСкоГо возРаСта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Винтухова Л.В.
коНтРакт—метод ИНтеНСИвНой ПРоФИлактИкИ НаРкомаНИй . . . . . . . . . . . 27
Дмитриев М.Г., Парфенов Ю.А.
клИНИко-ПСИхолоГИчеСкая СИСтематИка девИаНтНоГо ПоведеНИя
молодеЖИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.2
Безух С.М.
медИко-СоцИальНые аСПекты И качеСтво ЖИзНИ лИц, СтРадающИх
эПИлеПСИей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Дудченко з.Ф.
отНошеНИе НаСелеНИя к ПРоблеме ПотРеблеНИя алкоГоля . . . . . . . . . . . . . 64
Куликова Е.А.
обеСПечеНИе комПлекСНоГо СоПРовоЖдеНИя детей С оГРаНИчеННымИ
возмоЖНоСтямИ в обРазовательНом учРеЖдеНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Кучукова Н.Ю.
СоцИальНое СоПРовоЖдеНИе СтаРшИх школьНИков На НачальНом
этаПе ПРоФеССИоНальНоГо СамооПРеделеНИя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Нестерова Г.Ф.
НезавИСИмая ЖИзНь ИНвалИдов—взГляд в будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Платонова Ю.Ю.
техНолоГИИ ФаНдРейзИНГа в СоцИальНой СФеРе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Тюрина Э.И.
СоцИальНо-культуРНая деятельНоСть СемьИ — мНоГоФуНкцИоНальНая
СФеРа деятельНоСтИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Федоренко В.В., Дмитриев М.Г.
НаПРавлеНИя ПРоФИлактИчеСкой СоцИальНой Работы С ПРоблемНымИ
ПодРоСткамИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Фролова А.И., Голубева Т.Н.
ФоРмИРоваНИе здоРовоГо обРаза ЖИзНИ СРедСтвамИ экСПозИцИоННых
матеРИалов музея ГИГИеНы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Шавшаева Л.В.
ПСИхолоГИчеСкое СоПРовоЖдеНИе воСПИтаННИков детСкоГо дома . . 101
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАзОВАНИЯ
Гинецинский В.И., Шкадов В.М.
к воПРоСу об оПеРацИоНалИзацИИ ПРоцедуР тИПолоГИзацИИ
НаРушеНИй мехаНИзмов меЖлИчНоСтНой коммуНИкацИИ . . . . . . . . . . . 107
Лебедева С.С.
СоцИальНые ФуНкцИИ СИСтемы обРазоваНИя ИНвалИдов: ПРоблемы
И ПеРСПектИвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Платонова Н.М.
ПедаГоГИчеСкое СтИмулИРоваНИе как уСловИе ПРоФеССИоНальНоГо
РазвИтИя будущИх СоцИальНых РаботНИков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Авдеева Е.Ю.
ФоРмИРоваНИе ПРоФеССИоНальНых цеННоСтей в ПРоцеССе
ПодГотовкИ СПецИалИСтов По СоцИальНой Работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Минина К.В.
техНолоГИИ СоцИальНоГо СоПРовоЖдеНИя ПодРоСтков ГРуППы РИСка
4
5
ДИСКУССИОННЫй КЛУБ
загребина А.В.
меЖПоколеНчеСкИй альтРуИзм И общИе закоНомеРНоСтИ ПРоцеССа
модеРНИзацИИ общеСтва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Семенков В.И.
СтудеНчеСкое НаучНое общеСтво как Поле ФоРмИРоваНИя
ПРоФеССИоНальНой ИдеНтИчНоСтИ СтудеНта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
НАШИ ГОСТИ
Pamela Palomba, Axel Rutten.
CON-TACT AND TRANS-FORMATION ART THERAPY AS A “BRIDGE” TOWARDS
DIVERSITY
аРт – теРаПИя как «моСт» к ПСИхолоГИчеСкому мНоГообРазИю . . 159
Prof. Dr. Michael Macsenaere
SOCIAL WORK WITH TEENAGERS AND THE YOUTH IN THE INSTITUTE
Статья о деятельНоСтИ ИНСтИтута По СоцИальНой Работе С
ПодРоСткамИ И молодеЖью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
в уСловИях обРазовательНоГо учРеЖдеНИя
откРытой (СмеННой) школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Соколова Г.И.
СовеРшеНСтвоваНИе ПРоФеССИоНальНой ПодГотовкИ СПецИалИСтов
СоцИальНой СФеРы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Кучеров Д.Г., Платонов М.Ю.
ИзучеНИе вНутРеННеГо ИмИдЖа выСшеГо учебНоГо заведеНИя как
Работодателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Поляков А.В.
ПРоявлеНИя СоцИальНо-ПСИхолоГИчеСкой дезадаПтацИИ в СИСтеме
вуза у ПРоФдеФоРмИРоваННых ПедаГоГов выСшей школы . . . . . . . . . . . . 143
Стр.3
АСПИРАНТСКИй СЕМИНАР
Баннов С.А.
ПСИхолоГИчеСкИе И СоцИальНые ПРоблемы ПеРСоНала СлуЖб
РеабИлИтацИИ ИНвалИдов СаНкт-ПетеРбуРГа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Волкова Е.Л.
хаРактеРИСтИкИ уСПешНоГо РуководИтеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Карташова Т.Е.
ПСИхолоГИчеСкИе мехаНИзмы выбоРа бРачНоГо ПаРтНеРа . . . . . . . . . . . . . 169
Лиукконен Е.И.
СоцИальНые ФактоРы И ПСИхолоГИчеСкИе ПРИчИНы выезда
эмИГРаНтов Из РоССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Посаженникова А.О.
ГеНдеРНые оСобеННоСтИ И уРовНИ РазвИтИя НРавСтвеННоГо
СозНаНИя в РаННей юНоСтИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Федотов В.А.
оСобеННоСтИ ПСИхолоГо-СоцИальНой Работы С ИНвалИдамИ,
ИмеющИмИ отклоНеНИя ПСИхИчеСкоГо РазвИтИя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
ЮБИЛЕйНЫЕ ДАТЫ
валеНтИНе ПавловНе Жуковой — 80 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
каФедРе ПСИхолоГИИ здоРовья — 5 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
тРебоваНИя к оФоРмлеНИю Статей для ЖуРНала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОй ПСИхОЛОГИИ
ПЛАТОНОВ ЮРИй ПЕТРОВИЧ
доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедры прикладной социальной психологии СПбГИПСР
ПСИхОТИП КАК ФАКТОР КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
аннотация. в статье рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость конфликтного поведения
человека и психотип его личности. Представлены психотипы, определяющие поведение человека, в основе
которых лежат разные психологические детерминанты.
клЮчевЫе слова: психологические типы, темперамент, типология акцентуированных личностей,
характер личности, уровень личностного развития, экстерналы, интерналы.
На поведение людей в возникновении
межличностных конфликтов и в их разрешении
значительное влияние оказывают различия в типах
людей, что необходимо учитывать при попытках
предупреждения конфликтов и их разрешения.
люди отличаются друг от друга. отличаются
своими желаниями и мотивами, реакциями на
происходящее и стилем поведения. каждый день
мы замечаем эти отличия или сходства, даем
им названия и пытаемся на их основе понять и
предсказать как собственное поведение, так и
поступки окружающих.
История знает множество попыток объяснить
и типологизироватъ индивидуальные особенности
людей. каждая типология отталкивалась от своей
«ключевой посылки», лежащей в основе объяснения
человеческих сходств и различий.
Наиболее известная из дошедших до нас
античных типологий связана с именем греческого
врача и философа Гиппократа (460 - 377 гг. до н.э.),
выделившего четыре типа темперамента.
темперамент дается человеку с его рождением
и определяет скорость, темп, интенсивность
и ритм психических процессов и состояний
человека. классификация типов темпераментов,
осуществленная Гиппократом еще в V в. до н.э.,
не претерпела существенных изменений до наших
дней. она лишь обогатилась благодаря учению
и.П. Павлова о свойствах нервной системы и
типах высшей нервной деятельности. Поэтому
к сангвиникам иногда прибавляют – сильный,
уравновешенный, подвижный; к флегматикам
– сильный, уравновешенный, инертный; к
холерикам – сильный, неуравновешенный; к
меланхоликам – слабый. Поведение сангвиников
характеризуется подвижностью, склонностью к
смене впечатлений, отзывчивости, общительности;
поведение флегматиков – медлительностью,
устойчивостью, замкнутостью, слабым внешним
выражением эмоций, логичностью в суждениях;
6
7
поведение холериков – открытостью, резкими
сменами настроения, неустойчивостью, бурными
реакциями; меланхоликов – неустойчивостью,
легкой ранимостью, необщительностью, глубокими
эмоциональными переживаниями.
темперамент оказывает существенное
влияние на поведение человека в межличностных
конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в
конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот,
трудно вывести из себя.
типология черт
характера
человека
разработана впервые к.Г. Юнгом в его работе
«Психологические типы». Позднее ее исследовали
катарина Бриггс и изабель Бриггс-майерс,
опубликовавшие «Индикатор типов майерс–
бриггс» (MBTI), с помощью которого любой
интересующийся может определить предпочтения
своего характера. эта типология выделяет четыре
пары противоположных предпочтений:
экстраверты – интроверты
сенсорные – интуитивисты
мыслительные – чувствующие
решающие – воспринимающие
каждому типу характера соответствуют
четыре из приведенных предпочтений. таким
образом, всего получается шестнадцать типов
характеров. характер формируется за счет
асимметрии левого и правого полушарий головного
мозга к семи годам и не изменяется радикально в
течение всей жизни. Правое полушарие формирует
эмоции и подсознательную деятельность, левое –
логическую и рассудочную деятельность. Поэтому
экстраверты никогда не становятся интровертами, и
наоборот. так же, как левши никогда не становятся
правшами, хотя могут научиться более эффективно
действовать другой рукой. благодаря невероятным
усилиям можно преодолеть «свою природу», но
только в поведении. Проблема влияния типов
характеров на возникновение межличностных
конфликтов и их разрешение состоит в том, что
Стр.4