ученые записки сПбГиПср 2. уровни развития моральных суждений связаны с гендерными особенностями ценностной сферы личности подростков. <...> Подростки с более высоким уровнем развития моральных суждений обладают большей способностью понимать других людей, уровень эмпатических тенденций у них будет выше, чем у других подростков. <...> Существуют различия на уровне личностных черт у подростков в группах с разными уровнями развития моральных суждений. для изучения уровня развития моральных суждений в целях решения задачи настоящего исследования использовались: дилеммы л. колберга (форма а), 5-я шкала MMPI, опросник, построенный по аналогии с методом измерения морального развития подростков «10 почему» – методика СРд – кФ (социоморальной рефлексии диагностики – краткая форма). для исследования мотивационной сферы применялись: «методика изучения мотивации к успеху» т. элерса, «методика мотивационной индукции» (MIM) Ньютена (форма в, адаптированная для работы со школьниками, вар. <...> Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций проводилось с помощью модифицированной методики «ценностные ориентации» (м. <...> Семеновым, в.а. ядовым. для выявления личностных особенностей испытуемых использовалась методика кеттелла (вариант С) [8; 9]. в мотивационной сфере среди мотивационных категорий, выбираемых подростками, проявились значимые различия в выборе категории «мотивация, связанная с трансцендирующими объектами» – в группе подростков, ответы которых отнесены к постконвенциальному уровню развития морального сознания, данная категория встречается чаще, чем в среднем по выборке. в группе подростков, чьи моральные суждения близки к конвенциональному уровню развития, данная категория практически не выбирается. <...> При рассмотрении «ценностей жизни», подростки, находящиеся на конвенциональном уровне развития моральных суждений, выше оценивают «материальную обеспеченность», чем подростки по выборке <...>