ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калининградский государственный технический университет»
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ
БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА:
психолого-педагогические науки
(теория и методика профессионального образования)
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy:
Psychological and pedagogical sciences
(Theory and methods of professional education)
№ 4 (34)
Научный журнал
Калининград
Издательство БГАРФ
2015
1
Стр.1
ББК 74.58
Учредитель: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота:
психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования).
The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory
and methods of professional education): научный рецензируемый журнал / под ред. д-ра пед. наук,
проф. Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2015. – № 4 (34). –
с.
ISSN 2071-5331
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода,
основателем которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук,
профессор Галина Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля
2010 г. № 6/6); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377 от 11 марта
2008 г.); представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) – головном исполнителе проекта
по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского
индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный договор №17-11/08); зарегистрирован
в международной базе данных периодических и продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals
Directory, электронные версии журнала размещены также на сайте Национального цифрового ресурса
Руконт – www.rucont.ru и в Центре электронных ресурсов «Агентство «Книга – Сервис» – www.akc.ru
Сайт журнала http: //www.bgarf.ru
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала. Ссылка на
журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарева Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики,
профессиональной педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
аспирантов, докторантов и соискателей.
Статьи печатаются в авторской редакции.
ISSN 2071-5331
ISBN 978-57481-0347-3
© Авторы статей, 2015
© «БГАРФ» ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2015
2
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора…………………………………………………………. 5
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Бокарева Г.А. Дуальная модель профориентированного регионального лицея
для формирования полинаправленной личности будущего инженера…………………..6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Тамарская Н.В. Реализация принципов государственно-общественного
взаимодействия в деятельности управляющих советов образовательных
организаций………………………………………………………………………………….11
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Юновидова В.Л., Голикова Т.В. Формирование психологически безопасной образовательной
среды для школьников: российской и эстонский опыт…………………………15
Шахов В.А. Этнокультурные проблемы континиума юго-восточной Балтии………….22
Шахов В.А. Рехристианизация Российского эксклава юго-восточной Балтии:
социокультурный аспект……………………………………………………………………27
Ковалишин П.Ю. Современные исследования языковой картины мира в России как
основа формирования лингвокультурных компетенций специалистов-филологов……32
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бокарев М.Ю., Бычкова О.С. Психолого-педагогическая подготовка педагогов
в соответствии с принятым профессиональным стандартом……………………………36
Тамарская Н.В., Белова О.В. Региональные профессиональные экспертные сообщества
в сфере образования: направленность и функции………………………………………..40
Артемьева В. А. Методика исследования инновационного стиля личности ………….44
Починалина Л.Н., Рогова Т.М. К вопросу подготовки дела к судебному разбирательству
в арбитражном процессе………………………………………………………………54
Анянова E.C. Теоретическое осмысление методологии борьбы с терроризмом
глобального уровня с территории Каспийского моря……………………………………60
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Чуксина И.Г. Педагогическая технология дидактических игр в обучении иностранным
языкам……………………………………………………………………………………………65
Ермакович
С.П. Формирование когнитивно-прагматической научной парадигмы…..68
Монгина Ф.М., Попов С.В. Содержательные особенности модуля подготовки
к публичным выступлениям дисциплины «Русский язык как иностранный»………….76
Бородина Н.В., Малкова И.Ю. Методические аспекты обучения профессиональному
иностранному языку студентов технического вуза…………………………………….....82
Баркаева И.Л., Жуковская Н.В. Развитие профессиональной культуры как условие
личностного становления будущего психолога…………………………………………...89
Монгина Ф.М., Резникова Т.Н. Технология преодоления культурного шока и адаптация
иностранных студентов к образовательной среде российского вуза средствами
русского языка………………………………………………………………………………92
Ковалишин П.Ю. Реализация принципа междисциплинарности при исследовании специалистами
- филологами связей языка и философского знания ……………………….96
3
Стр.3
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Токмазов Г.В. Проектирование средств исследовательской деятельности в процессе
изучения математики ……………………………………………………………………...101
Корнева И.П. Проблемы лекционного курса для бакалавров технического профиля в
ходе освоения ими физических методов исследования…………………………………105
Мухина С.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов
экономического профиля …………………………………………………………………108
Крукович Н.П. Формирование навыков исследовательской деятельности студентов
технического вуза………………………………………………………………………….116
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Одинцов В.И. Метод расчета содержания углеводородов в отработавших газах судовых
малооборотных двигателях внутреннего сгорания на режимах винтовой
характеристики …………………………………………………………………………….120
Пазынич Г.И., Пазынич С.Г. Универсализация подготовки современных судоводителей
по решению комплекса задач безопасного плавания в шторм……………………..125
Кожевникова И.Д. Использование профессионально значимых текстов на иностранном
языке в процессе формирования готовности к профессиональному общени
у будущих специалистов-судоводителей………………………………………………..131
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Даниленкова В. А. Результаты анкетирования студентов первого курса технического
вуза по исследованию их адаптации к обучению………………………………………136
Иванова Е.В., Керевичене Е.Е. Нормативно-правовые основы неформального образования
родителей в школе………………………………………………………………….144
Булан И.Г. Доверительные отношения студентов в процессе
дистанционного обучения…………………………………………………………………147
Петрова Е.И. Профессиональный риск как элемент профессиональной среды……...154
Рогова Т.М. К вопросу о роли судьи в подготовке дела к судебному разбирательству
в арбитражном процессе…………………………………………………………………..161
РЕГИОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ВЛАДИВОСТОК
Ким И.Н., Старостина С.В. Разработка системы критериев оценки сформированности
профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава вуза на
примере Дальрыбвтуз……………………………………………………………………...168
Матросова И.В., Калинина Г.Г. Методологическое обеспечение научноисследовательских
работ магистров по направлениям рыбохозяйственного профиля.173
Ким И.Н., Старостина С.В., Черная Е.В. Разработка психолого-педагогической,
коммуникативной и креативной компетенций преподавателя вуза и критериев оценки
их освоения на примере профессорско-преподавательского Дальрыбвтуз……………182
ABSTRACTS…………………………………………………………................................................................189
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ…………………………………………………………………………..195
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА…………………………………………………………………….199
4
Стр.4