Координационный совет научного журнала
«Вестник Российского университета дружбы народов»
—ректор РУДН, доктор физикоматематических
ФилипповВ.М.
Билибин Д.П.
тельности, доктор медицинских наук, профессор
аместитель директора ИПК РУДН
председателяСовета
Зарюто С.А. —з
венныйсекретарьСовета
Члены Координационного совета:
Абрамов А.Ю.
Балыхина Т.М.
кандидатмедицинскихнаук,доцент
сельскохозяйственныхнаук,профессор
—деканинженерногофакультетаРУДН,кандидат
техническихнаук,доцент
—декан факультета гуманитарных и социальных наук
РУДН,докторфилософскихнаук,профессор
—декан экологического факультета РУДН, доктор
биологическихнаук,профессор
—директорИПКРУДН, кандидат физикоматема
тическихнаук
тельныхдисциплинРУДН,кандидатхимическихнаук,доцент
—директор юридического институтаРУДН,доктор
БарабашВ.В.
Воскресенский Л.Г.
Давтян М.А.
ЕфремовА.П.
Кирабаев Н.С.
Плющиков В.Г.
ПономаревН.К.
Цвык В.А.
Черных Н.А.
Шаронов В.Н.
ЯкушевВ.В.
Ястребов О.А.
юридическихнаук,профессор
Индекс журнала в каталоге подписных изданий
Агентства «Роспечать»—20830
ISSN 23128011
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2015
—декан факультета русского языка и общеобразова
— директор медицинского института РУДН,
— декан факультета повышения квалификации
преподавателей русского языка как иностранного РУДН, доктор
педагогическихнаук,профессор
—деканфилологическогофакультетаРУДН,доктор
филологическихнаук,профессор
—декан факультета физикоматематических
иестественныхнаукРУДН,докторхимическихнаук,профессор
—декан экономического факультета РУДН, доктор
экономическихнаук,профессор
—первый проректор—проректор по учебной работе
РУДН,докторфизикоматематическихнаук,профессор
— проректор по научной работе РУДН, доктор
философскихнаук,профессор
— декан аграрного факультета РУДН, доктор
наук,профессор,академикРАО
советник ректора РУДН по международной дея
—заместитель
—председательСовета
—
— ответст
Уважаемые коллеги!
Российский университет дружбы народов (РУДН) приглашает Вас к со
трудничеству в научном журнале «Вестник РУДН».
«Вестник РУДН» публикует результаты фундаментальных и приклад
ных научных исследований в виде научных статей, аналитических и библи
ографических обзоров и научных сообщений. Тематическая направленность
определяется содержанием серий.
«Вестник РУДН» водх ит в перечень изданий, публикации в которых
учитываются Высшей аттестационной комиссией России (ВАК РФ) при за
щите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Научный журнал «Вестник РУДН» выходитв 21 тематической серии.
Каждая ясери —4 номера в год.
Вы можете оформить подписку через агентство ОАО «Роспечать» в любом
почтовом отделении.
Серия
1 Вестник РУДН Серия «Инженерные исследования»
2 Вестник РУДН Серия «Математика. Информатика. Физика»
3 Вестник РУДН Серия «Информатизация образования»
4 Вестник РУДН Серия «Медицина»
5 Вестник РУДН Серия «Философия»
6 Вестник РУДН Серия «История России»
7 Вестник РУДН Серия «Международные отношения»
8 Вестник РУДН Серия «Социология»
9 Вестник РУДН Серия «Политология»
10 Вестник РУДН Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности»
13 Вестник РУДН Серия «Агрономия и животноводство»
14 Вестник РУДН Серия «Русский и иностранные языки и методика
их преподавания»
15 Вестник РУДН Серия «Экономика»
16 Вестник РУДН Серия «Лингвистика»
17 Вестник РУДН Серия «Литературоведение.Журналистика»
18 Вестник РУДН Серия «Психология и педагогика»
19 Вестник РУДН Серия «Всеобщая история»
20 Вестник РУДН Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика»
21 Вестник РУДН Серия «Государственное и муниципальное управление»
Индекс
по каталогу
«Роспечать»
18230
18235
18234
18233
18231
18232
20824
20826
20827
20829
11 Вестник РУДН Серия «Вопросы образования: языки и специальность» 20830
12 Вестник РУДН Серия «Юридические науки»
20831
36842
36433
36431
36436
36435
36432
37025
80555
70661
Материалы статей и вопросы по сотрудничеству следует направлять стро
го по адресу редакционной коллегии соответствующей серии.
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ
«ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Синячкин В.П. — доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка
и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН — главный
редактор серии
Бахтикиреева У.М. — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского
языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН —
ответственный секретарь редколлегии
Члены редколлегии
Ефремов А.П. — доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой
физики факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН
Руденко-Моргун О.И. — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского
языка № 3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН
Шустикова Т.В. — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русского
языка № 2 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН
Куриленко В.Б. — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского
языка Медицинского института РУДН
Иванова А.С. — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка
№ 4 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН
Джусупов М. — доктор филологических наук, профессор Ташкентского государственного университета
мировых языков (Узбекистан, Ташкент)
Жаркынбекова Ш.К. — доктор филологических наук, профессор Евразийского национального
университета им. Л.Н. Гумилева (Казахстан, Астана)
Коженевска-Берчиньска И. — доктор филологических наук, профессор Высшей экономической
школы (Польша, Варшава)
Маслова В.А. — доктор филологических наук, профессор Витебского государственного университета
им. П.М. Машерова (Республика Беларусь)
Прошина З.Г. — доктор филологических наук, профессор, профессор Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова
Тлостанова М.В. — доктор филологических наук, профессор, профессор Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Стр.3
ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
2015, № 1
Серия издается с 2004 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ
ЛИНГВОДИДАКТИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Арзуманова Р.А., Дрогова Г.М. Коммуникативный портрет будущего врача: к постановке
проблемы ...........................................................................................................
Карапетян Н.Г., Черненко Н.М. Дискуссия как метод интерактивного обучения
студентов-иностранцев профессиональному общению на русском языке .....................
7
Гостева Ю.Н. Интегративный подход при формировании учебной мотивации в контексте
дифференцированного обучения русскому языку будущих врачей .................... 12
18
Шаталова Л.С., Щербакова О.М. Развитие морфологических навыков на основном
этапе обучения РКИ: виды глагола .................................................................................. 25
Романова Н.Н., Амелина И.О. Лексико-фразеологические особенности деловой речи
в аспекте обучения студентов-экономистов русскому языку как иностранному ........... 31
Сойникова А.Д. Тестовый контроль на предвузовском этапе обучения русскому языку
иностранных студентов-медиков ..................................................................................... 38
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНТЕРПЕДАГОГИКА:
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ, ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ
Балыхина Т.М., Черкашина Т.Т. Поликультурный и полилингвальный формат иноязычного
образования ...................................................................................................... 42
3
Стр.5
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2015, № 1
Румянцева Н.М., Юрова Ю.В. К проблеме оптимизации межкультурного взаимодействия
при обучении РКИ (довузовский этап) .............................................................
50
Дагбаева О.И. Особенности языковой ситуации в странах Северной Африки ............ 55
Трофимова Г.Н., Рязанова А.Ю. Основные предпосылки формирования имиджа
России в Китае .................................................................................................................. 60
ЯЗЫК, РЕЧЬ, ДИСКУРС В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ
И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ
Дейкина А.Д. Когнитивно-семантическое направление в обучении русскому языку ..... 65
Соколова Н.В., Воробьев В.В. Категория интенсивности в современном медийном
дискурсе ............................................................................................................................
Ахнина К.В., Куриленко В.Б. Сетевой медицинский дискурс: сущность, признаки,
структура ..........................................................................................................................
Назарцева Е.А., Усова С.В. Глаголы со значением сожаления и огорчения в контексте
темпоральных отношений .....................................................................................
70
76
85
Гатинская Н.В. Семантический анализ модальных слов в диахроническом аспекте ...... 89
Исмаилова Х.Э. Русское и таджикское словообразование в лингвистических исследованиях
............................................................................................................................ 96
Кейко А.С. Об изучении безличных предложений на занятиях по русскому языку как
иностранному ................................................................................................................... 102
Семёнов А.Л., Ершов В.И., Нелюбова Н.Ю. Текст и текстовая деятельность в аспекте
перевода .................................................................................................................. 109
Каховская Ю.В. Языковая игра в процессе речевого взаимодействия «взрослый —
ребенок» ............................................................................................................................ 115
НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ
КУЛЬТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Гузина О.С. «Великая сила аргумента»: из опыта подготовки мастер-класса по риторике
................................................................................................................................... 119
Маслова И.Б., Гостева Ю.Н. Аргументативное высказывание в структуре компетентностно-ориентированной
модели экзамена по русскому языку и культуре речи .... 124
Булавина М.А. Содержание и организация внеаудиторной самостоятельной работы
в интернет-сообществе «Культура речи врача» ............................................................... 130
РУССКАЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА
В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГООБРАЗОВАНИЯ
Шабалина Л.Н. А.С. Пушкин и русская языковая картина мира .................................. 138
Косарева Л.А. К вопросу о «безличностной» поэзии А. Твардовского и Н. Заболоцкого
................................................................................................................................... 144
Никитина Е.В. Композиционно-регистровая структура рассказа И. Бунина «Поздний
час» ................................................................................................................................... 150
Шулятьева Д.В. Подлинность памяти сопротивляется слову: город как субъект в творчестве
М. Дюрас ................................................................................................................ 156
Овчаренко А.Ю. «Сабля да книга — Чего же еще?»: романтика революции в русской
литературе 1920―1930-х годов ........................................................................................ 164
НАШИ АВТОРЫ ......................................................................................................... 170
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2015
© «Вестник Российского университета дружбы народов», 2015
4
Стр.6