ЯЗЫК, РЕЧЬ, ДИСКУРС В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ КОГНИТИВНОСЕМАНТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ А.Д. <...> Дейкина Кафедра методики преподавания русского языка Филологический факультет Московский педагогический государственный университет ул. <...> Малая Пироговская, 1, Москва, Россия, 119991 В статье обосновывается усиление когнитивной направленности в изучении русского языка, приводятся примеры когнитивных заданий и приемов организации активной мыслительной деятельности. <...> Ключевые слова: когнитивный подход, теоретическое мышление, интеллектуальные способности, когнитивные задачи, понимание смыслов. <...> Продуктивность процесса получения информации в учебном дискурсе во многом зависит от когнитивной потребности человека в новых знаниях и сведениях. <...> Приоритетность качества подготовки обучающихся требует акцента на понимание изучаемого, на преодоление барьеров понимания. <...> Изучение русского языка с позиций когнитологии связано с усилением внимания к учебной коммуникации, позволяющей рассмотреть предмет изучения (понятия, структуру, семантику, функцию, лингвистические и речевые явления) глубже, опираясь на специально организованные коммуникативно-когнитивные ситуации. <...> Корректность когнитивно-семантического направления в обучении родному языку состоит в выборе доступных для школьников содержания и форматов учебного процесса, проясняющего суть проблемы, во внимании к развитию теоретического мышления наравне с эмпирическим. <...> Давыдову, теоретическое мышление связано с исследованием понятий, с содержательными обобщениями, откры65 Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2015, № 1 вающими «некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой некоторого целого» [1. <...> Актуально рассматривать и обеспечивать в обучении предмету личностные достижения учащихся, складывающиеся в процессе учебной <...>