СОДЕРЖАНИЕ
Обливин А.Н. Слово главного редактора ...................................................................................................................... 4
Философия и экология
Фалько В.И. Устойчивое развитие или гармонизация социоприродных систем? .................................................... 5
Барковская А.В. Природный мир: презумпция красоты ............................................................................................ 11
Барлыбаев Х.А. Устойчивое развитие: миф или призыв к благоразумию ............................................................... 18
Коротков С.А. Теоретические проблемы устойчивости леса .................................................................................... 26
Кочергин А.Н. Экологическая культура как фактор
«устойчивого развития» общества: проблемы, возможности, реалии .................................................................... 33
Кузина Л.В. «Зеленая экономика» как альтернатива существующей рыночной экономике .................................. 37
Митич Л. Экологическое воспитание и образование в функции защиты природы ................................................. 43
Мишаткина Т.В. Этические проблемы нанотехнологий в контексте экологии человека ...................................... 49
Мухлынкина Ю.В. Сетевые экологические проекты как способ формирования экологической культуры ......... 57
Рогожа М.М. Экологическая этика в гражданском обществе: теоретико-прикладные аспекты ....................... 64
Сенницкая Л.В. Роль образования в формировании экологической культуры ......................................................... 70
Фалько В.И., Лукманов Р.Р. Проблема прав и субъектности природы ................................................................... 75
Цырдя Т.Н. Социальная биоэтика и стратегии безопасного
развития общества: теоретико-методологические конфигурации .......................................................................... 84
Щербаков С.А. «Экология русского духа» в творчестве Николая Рубцова ............................................................. 91
Экологическое право
Адаманова Э.В.
Проблемы применения экологического законодательства в судебной и досудебной практике .............................. 96
Закарин Г.А. Возможности практического и законодательного
закрепления пожароопасности ООПТ и ООЗТ г. Москвы ........................................................................................ 104
Майорова Е.И. Некоторые эколого-правовые проблемы Арктического региона .................................................. 110
История
Егоров В.Г. Потребительская кооперация: современный мировой опыт развития ............................................. 117
Зозуля О.А. Российское государство, земства и кустари на рубеже XIX–XX вв.:
формирование системы взаимоотношений ................................................................................................................ 129
Лавренов С.В. О политико-идеологических основах планирования Германией
войны против СССР (К 70-летию со дня победы в Великой Отечественной войне) ............................................. 138
Палеолог М.В., Чистова С.М.
“Imperium Sacrum” как духовно-политическая основа российской имперской парадигмы.................................... 147
Панин Е.В., Зозуля О.А. Обучение национальных меньшинств
в национальных отделениях общих вузов советской России (1920–1930-е годы) ................................................... 158
Философия
Сколяр Ю.Н. Исследование феномена свободы воли в экзистенциальной философии ......................................... 163
Тихвинский П.Н. Социально-философские аспекты ксенофобии .......................................................................... 169
Филология
Падерина Е.Г.
О первых этапах изучения драматургического творчества Гоголя и научной преемственности ....................... 175
Темнова Е.В. Некоторые аспекты использования сетевых ресурсов при обучении аудированию ...................... 183
Косарина А.А., Федотова А.Е. Политическая терминология и номенклатура
в рамках непрофессионального дискурса ..................................................................................................................... 187
Педагогика
Агафонова А.С. Дистанционное обучение в вузе. Методы внедрения .................................................................... 192
Бахтигулова Л.Б. Пятнадцать выпусков по специальности «Профессиональное обучение»
в Московском государственном университете леса .................................................................................................. 199
2
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
Стр.1
CONTENTS
Oblivin A.N. From the Editor ............................................................................................................................................. 4
Philosophy and Ecology
Falco V.I. Sustainable development and harmonization of socio-natural systems? ........................................................... 5
Barkovskaya A.V. The natural world: the presumption of Beauty ................................................................................... 11
Barlybaev H.A. Sustainable Development: Myth or call for prudence ............................................................................ 18
Korotkov S.A . Theoretical problems of the forest sustainability ..................................................................................... 26
Kochergin A.N. Ecological culture as a factor of
“sustainable development” of society: challenges, opportunities and realities ................................................................ 33
Cousina L.V. «Green Economy» as an alternative to the existing market economy ........................................................ 37
Mitich L. Environmental education and education in the function of environmental protection ..................................... 43
Mishatkina T.V. Ethical issues of nanotechnology in the context of human ecology ....................................................... 49
Muhlynkina Y.V. Network environmental projects as a way of formation of ecological culture ..................................... 57
Rogozha M.M. Environmental Ethics in civil society: theoretical and applied aspects .................................................. 64
Sennitskaya L.V. The role of education in the formation of ecological culture ................................................................. 70
Falco V.I., Lukmanov R.R. Rights issue and the nature of subjectivity .......................................................................... 75
Tirdea T.N. Social Bioethics and safe strategy of development of society:
theoretical and methodological configuration ................................................................................................................... 84
Shcherbakov S.A. «Ecology of Russian spirit» in the writings of Nikolai Rubtsov ......................................................... 91
Environmental Law
Adamanova E.V. Problems of implementing environmental legislation and judicial practice of pre-trial ..................... 96
Zakarin G.A. Features practical and legislative consolidation of protected areas and fire OOZT in Moscow ............ 104
Mayorova E.I. Some ecological and legal issues in the Arctic region ........................................................................... 110
History
Egorov V.G. Consumer cooperatives: a modern world experience of development ...................................................... 117
Zozulya O.A. Russian government, Zemstvos and craftsmen
in the late XIX – early XX century: relationship formation ............................................................................................ 129
Lavrenov S.V. War On the political-ideological basis for the planning of the war
against Germany, the Soviet Union (the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic) ................................... 138
Paleolog M.V., Tchistova S.M.
“Imperium Sacrum” as a spiritual and political foundation of the Russian imperial paradigm .................................... 147
Panin E.V., Zozulya O.A. Education of national minorities in the national
offices of general high schools of Soviet Russia (1920 –1930) ........................................................................................ 158
Philosophy
Skolyar Y.N. Study of the phenomenon of free will in existential philosophy ................................................................ 163
Tikhvinskiy P.N. Social-philosophical aspects of the phenomenon of xenophobia ....................................................... 169
Philology
Paderina E.G. On the first stages of studying Gogol`s dramatic art and scientific continuity ...................................... 175
Temnova E.V. Some aspects of network resources when teaching listening comprehension ......................................... 183
Kosarina A.A., Fedotova A.Ye. Political terminology and nomenclature units in non-professional discourse ........... 187
Pedagogy
Agafonova A.S. Distance learning at the university. Methods of implementation ......................................................... 192
Bahtigulova L.B. Fifteen issues in the specialty “Vocational training” at the Moscow State Forest University .......... 199
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
3
Стр.2
СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
В данном номере журнала публикуются статьи по гуманитарной тематике, в том числе
проблемам, связанным с экологией. В первой половине этого выпуска вниманию читателей
предлагаются избранные материалы 6-й Международной научной конференции по проблемам
экологического мировоззрения, проходившей 3–4 июня 2014 г. в МГУЛ. Ежегодное проведение
конференций по философским и научным аспектам экологического сознания в университете
стало доброй традицией, и статьи на основе докладов, сделанных на предыдущих международных
форумах, публиковались в нашем журнале: 2011, № 2(78) и 2013, № 5(97). Тема
конференции «ЭкоМир-6», посвященной Году культуры в России – «Экологическая культура
как фактор устойчивого развития общества», привлекла внимание ученых Москвы и Подмосковья,
Белоруссии и Украины, Молдавии и Сербии.
В докладах и статьях этого номера журнала рассмотрены проблемы формирования
экологической культуры и дискуссионные аспекты устойчивого развития социоприродных
систем. Основное внимание авторы уделяют философско-методологическим, научным и правовым
проблемам охраны природной среды.
Сегодня, когда антропогенная нагрузка на природу достигла критического порога, развитие
нашей цивилизации во многом определяется тем, сумеет ли человек осуществлять свои
планы и действия, руководствуясь принципом гармоничного единства с окружающей средой.
Ответ на вопрос: «Быть или не быть человечеству?» – зависит от того, будет ли человек оставаться
покорителем природы или станет ее другом и помощником, сумеет построить с ней
партнерские отношения.
А пока что в отношении человека к природе преобладает ее эксплуатация, в том числе
лесоэксплуатация. Леса вырубаются и для того, чтобы высвободить плодородные земли, которые
должны кормить растущее население, в результате чего происходит уничтожение почвенного
слоя планеты. В частности, сегодня трагедия американского и латиноамериканского материков
в том, что периодически идущие ливневые дожди смывают плодородный слой почвы,
если там нет леса, почва перестает продуцировать. Нужны радикальные меры.
Мы не должны сбрасывать со счетов и космические проблемы. Климат Земли определяется
солнечной активностью, с одной стороны, мировым океаном – с другой, криогенной
системой, т. е. вечной мерзлотой и ледниками – с третьей. И все это находится в соответствующем
магнитном поле Земли. Сегодня, по В.И. Вернадскому, Земля представляется как живой
организм, который дышит, и это дыхание Земли связано с землетрясениями и другими катаклизмами
на планете. Они происходят потому, что меняется магнитное поле Земли, меняется
периодически, по циклической схеме, и угол наклона земной оси. И, конечно, глобальный климат
Земли зависит не только от человеческой деятельности, которая представляет собой лишь
одну из составляющих, но и от природных планетарных и космических факторов. Все это в
совокупности нужно отражать в картине нашего экологического благополучия.
В номере помещены материалы, связанные с социально-гуманитарными аспектами различных
сфер культуры и истории нашего общества, в том числе с проблемами развития высшего
образования. Отдельные статьи посвящены не только Году культуры, но и 70-летнему
юбилею Победы советского народа в Великой Oтечественной войне.
Надеюсь, что материалы этого выпуска нашего «Вестника» заинтересуют не только
ученых-обществоведов, но и специалистов различных областей знания, в том числе лесного и
лесопромышленного комплекса.
Главный редактор журнала,
президент МГУЛ, академик А.Н. Обливин
4
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
Стр.3
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИЛИ ГАРМОНИЗАЦИЯ
СОЦИОПРИРОДНЫХ СИСТЕМ?
В.И. ФАЛЬКО, проф., зав. каф. философии МГУЛ, канд. филос. наук
vfalco@yandex.ru
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса»
141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, МГУЛ
Концепция устойчивого развития, принятая на Конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и подтвержденная
в 2012 г. на Конференции Рио+20, остается предметом острых дискуссий. Обсуждение этой проблемы на Международной
научной конференции «Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества» (МГУЛ,
3–4 июня 2014 г.) и на Национальном форуме по устойчивому развитию (Москва, 23 декабря 2014 г.) выявило разнообразие
точек зрения, которые представлены и в литературе. Это позиции сторонников и противников данной
концепции, компромиссные точки зрения и альтернативные устойчивому развитию подходы. Примечательно, что
ученые, выражающие различные точки зрения, оказываются, как правило, сторонниками одного типа экологического
мировоззрения – экоцентризма, воплощающего в себе идеал гармонии общества и природы. Автор настоящей статьи
считает целесообразной разработку концепции гармонизации социоприродных систем как возможной альтернативы
концепции устойчивого развития. Основные идеи предлагаемого подхода: 1) переход от идеи пользы, лежащей в основе
концепции устойчивого развития, к идее гармонии социоприродных систем; 2) понимание оптимального состояния
системы как устойчивого неравновесия; 3) отказ от приоритета интереса в отношениях человека и природы,
замена его приматом общения; 4) признание субъектности природы во взаимодействии и общении с человеком и
обществом; 5) преодоление синергетической парадигмы системно-синергийной методологией, в разработке которой
важную роль играет диалогика. Предложенный подход соответствует современным познавательным моделям. Он
может способствовать преодолению устаревших образцов научного и философского мышления, господствующих в
современной концепции устойчивого развития, и достижению качественно нового уровня экологической культуры.
Ключевые слова: устойчивое развитие, гармония, социоприродные системы, неустойчивость, устойчивое
неравновесие, общение, диалогика, системно-синергийная методология, экологическая культура.
Ф
ормирование новой экологической культуры
рассматривается сегодня как один
из факторов, призванных обеспечить устойчивое
развитие общества и социоприродных
систем. Вместе с тем, концепция устойчивого
развития, принятая на Конференции в Рио-деЖанейро
в 1992 г. и подтвержденная в 2012 г.
на Конференции Рио+20, остается предметом
острых дискуссий.
В 2014 г. проблема устойчивого развития
обсуждалась на 6-й Международной научной
конференции по проблемам экологического
мировоззрения «Экологическая культура
как фактор устойчивого развития общества»
(МГУЛ, 3–4 июня) и на Национальном форуме
по устойчивому развитию (Москва, 23 декабря).
В докладах и дискуссиях на этих конференциях
выявились подходы, характерные для
современного понимания устойчивого развития
в России и некоторых других странах. Обнаружилось
разнообразие подходов к концепции устойчивого
развития, которые можно сгруппировать
в четыре основных категории: сторонники
и противники данной концепции, приверженцы
компромисса между полярными позициями и
искатели альтернативных подходов.
Одним из активных сторонников
концепции устойчивого развития выступил
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
Х.А. Барлыбаев. Считая неустойчивый характер
современного мирового развития угрозой
существованию человечества, он дал в своем
докладе «анализ концепции устойчивого развития
как единственной научной доктрины и
практического руководства к действию, способной
обеспечить выживание современной
цивилизации» [1]. Солидаризируясь, отчасти,
с замечаниями в адрес термина «устойчивое
развитие», докладчик отвергает его искажения
и огульную критику, принимая это понятие:
«Давно пора перестать спорить о словах
и терминах, лучше прежде всего договориться,
какое содержание в них вкладывается»
[1]. Непринимаемой некоторыми авторами
Концепции устойчивого развития российский
философ и ученый-экономист предлагает
дать название «Концепция и стратегия спасения
планеты» [1].
Неожиданно для многих радикальным
отрицанием концепции устойчивого развития
и указанием на близость гибели человечества
было выступление на конференции в МГУЛ
Э.В. Гирусова. В докладе «Экологическая
культура как важнейшее условие перехода
к устойчивому развитию», который, к сожалению,
не публикуется здесь, он заявил, что
эта концепция – «миф, опирающийся на дру5
Стр.4