ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ ПРОБЛЕМА ПРАВ И СУБЪЕКТНОСТИ ПРИРОДЫ В.И. <...> ФАЛЬКО, проф., зав. каф. философии МГУЛ, канд. филос. наук, Р.Р. ЛУКМАНОВ, асп. каф. философии МГУЛ vfalco@yandex.ru ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. <...> 1, МГУЛ Идеи защиты природы и партнерских отношений человека и природной среды ставят вопрос о ее правах и субъектности. <...> Юридическое понятие правосубъектности неприменимо к природе и поэтому исключает наличие у нее прав и партнерских отношений с ней. <...> Научный объективизм, являющийся основой антропоцентризма, также отвергает идею субъект-субъектных отношений человека и природы и защиту ее прав. <...> Натуроцентризм, уравнивающий человека с природными явлениями, отрицает субъектность самого человека. <...> Эти крайности сходятся в техноцентризме и экоэтическом нигилизме, снимая с человека ответственность за природную среду. <...> Позиция авторов опирается на альтернативные подходы: теоцентризм в философии и морали, экоцентризм в экологической этике, антропный принцип в науке, концепцию глубинного общения Г.С. Батищева и понимание субъекта С.П. Никаноровым как пары, состоящей из субъектности и ее носителя в лице человека или сообщества людей. <...> Природа в целом заключает в себе человека как носителя субъектности и предстает исходным и всеобщим реальным субъектом мирового процесса. <...> Человек может рассматривать природные объекты и системы как якобы являющиеся носителями субъектности и могущие быть субъектами, и, на основе этой методологической подстановки, вступать с ними в партнерские отношения. <...> Объект сам по себе обладает лишь виртуальной субъектностью, перенесенной на него человеком, и является мнимым субъектом. <...> Субъектность, перенесенная обратно с объекта на носителя, делает последнего объектом, придатком бессубъектной самодействующей системы. <...> Традиционное понимание юридической неправосубъектности природы не означает отсутствия у нее способности <...>