Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Лесной вестник. Forestry Bulletin  / №4 2015

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР «УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛИИ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКочергин
Страниц4
ID416882
АннотацияЭкологический вызов современности приобретает столь судьбоносный характер, что ставит цивилизацию на грань возможной катастрофы. Для предотвращения экологической катастрофы необходимо отказаться от принципа антропоцентризма, обосновывающего стремление к господству человека над природой, и перехода на позиции принципа биоцентрического эгалитаризма. Речь идет о формировании сознательного отношения к природе, направленного на организацию устойчивого развития общества. В связи с этим обсуждается ряд принципиальных вопросов: какова мера реальной экологической угрозы, как понимать «устойчивое развитие», как оно соотносится с понятием ноосферы, каковы реалии, возможности и механизмы разрешения экологического кризиса, условия формирования экологической культуры. Техногенная цивилизация переживает глобальный экологический кризис, возникновению и обострению которого способствуют научные знания, реализуемые в техносфере. Возникает потребность в формировании новой культуры, ставящей предел сверхпотреблению как главной ценности. Необходимо овладение тремя видами природы: внешней, социальной и внутренней природой человека. Перспективные интересы гармонизации отношений общества и природы следует поставить выше интересов сиюминутной выгоды. В качестве альтернативы кризисному пути техногенной цивилизации, обеспечивающей выживание человечества, мировым сообществом принята концепция устойчивого развития. Но выражение «устойчивое развитие» внутренне противоречиво, поскольку все системы в развитии проходят через точки бифуркации, и постоянно устойчивой является только неустойчивость. Устойчивое развитие следует трактовать как коэволюционное, т. е. взаимно непоражающее развитие общества и природы. Реализация коэволюционного развития возможна лишь на пути перехода биосферы в ноосферу, для чего потребуются изменения ценностных ориентаций общества и экологизация науки и мировоззрения. Система образования и воспитания также должна основываться на программе формирования новой экологической культуры.
Кочергин, А.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР «УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛИИ / А.Н. Кочергин // Лесной вестник. Forestry Bulletin .— 2015 .— №4 .— С. 32-35 .— URL: https://rucont.ru/efd/416882 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР «УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛИИ А.Н. <...> 1, МГУ имени М.В. Ломоносова Экологический вызов современности приобретает столь судьбоносный характер, что ставит цивилизацию на грань возможной катастрофы. <...> Для предотвращения экологической катастрофы необходимо отказаться от принципа антропоцентризма, обосновывающего стремление к господству человека над природой, и перехода на позиции принципа биоцентрического эгалитаризма. <...> Речь идет о формировании сознательного отношения к природе, направленного на организацию устойчивого развития общества. <...> В связи с этим обсуждается ряд принципиальных вопросов: какова мера реальной экологической угрозы, как понимать «устойчивое развитие», как оно соотносится с понятием ноосферы, каковы реалии, возможности и механизмы разрешения экологического кризиса, условия формирования экологической культуры. <...> Техногенная цивилизация переживает глобальный экологический кризис, возникновению и обострению которого способствуют научные знания, реализуемые в техносфере. <...> Необходимо овладение тремя видами природы: внешней, социальной и внутренней природой человека. <...> Перспективные интересы гармонизации отношений общества и природы следует поставить выше интересов сиюминутной выгоды. <...> В качестве альтернативы кризисному пути техногенной цивилизации, обеспечивающей выживание человечества, мировым сообществом принята концепция устойчивого развития. <...> Но выражение «устойчивое развитие» внутренне противоречиво, поскольку все системы в развитии проходят через точки бифуркации, и постоянно устойчивой является только неустойчивость. <...> Устойчивое развитие следует трактовать как коэволюционное, т. е. взаимно непоражающее развитие общества и природы. <...> Реализация коэволюционного развития возможна лишь на пути перехода биосферы в ноосферу, для чего потребуются изменения ценностных ориентаций <...>