ИСТОРИЯ «IMPERIUM SACRUM» КАК ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРСКОЙ ПАРАДИГМЫ М.В. <...> Римская империя, пришедшая на смену эллинистическому миру, сформировала универсальное понятие государства. <...> Понятие «Pax Romana», «римский мир», ставило знак равенства между понятиями «мировое государство», «цивилизация» и «культурный мир». <...> В эпоху Средневековья на Западе универсальная идея «Imperium Sacrum» сформировалась окончательно и стала ключевой для развития государства и церкви. <...> Греки создали новую модель универсальной вселенской империи, основным признаком которой стала «симфония властей», ставшая государственной идеологией Византии. <...> Киевская Русь после принятия христианства в 988 году стала частью византийского «Pax Christiana» и легко вписывалась в византийские политические концепты как часть т.н. <...> После падения Византии и создания Османской империи Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством. <...> Идея панрусизма, смешанная с идеей «византийского наследства», привела русскую политическую мысль к идее панславизма. <...> Со времен правления первых Романовых формула Филофея «Москва – третий Рим» начала истолковываться в политическом смысле и идея «византийского наследства» стала доминирующей в социально-историческом развитии российского государства. <...> Идеей восстановления Византийской империи под эгидой Московского царя была обусловлена вся реформаторская политика Алексея Михайловича в отношении церкви. <...> Попытки Запада трансформировать российские идеологические концепты в конкретную политическую программу борьбы с Османской империей оказались недостаточно успешными, а помощь России в дальнейшем способствовала освобождению балканских и кавказских народов от туркополии и сохранению их как самостоятельных этносов. <...> Петр I разрушил устои старинных московских традиций и превратил Церковь в государственный орган, подчиненный императору. <...> Но, уничтожив прежнюю мессианскую <...>