Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Лесной вестник. Forestry Bulletin  / №4 2015

«IMPERIUM SACRUM» КАК ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРСКОЙ ПАРАДИГМЫ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторПалеолог
АвторыЧистова С.М.
Страниц11
ID416898
АннотацияФормирование понятия «IMPERIUM SACRUM» относится к эпохе античности. Греческая культура стала связующим звеном, объединившим большую часть древнего мира. Римская империя, пришедшая на смену эллинистическому миру, сформировала универсальное понятие государства. Понятие «Pax Romana», «римский мир», ставило знак равенства между понятиями «мировое государство», «цивилизация» и «культурный мир». В эпоху Средневековья на Западе универсальная идея «Imperium Sacrum» сформировалась окончательно и стала ключевой для развития государства и церкви. Византия унаследовала римские традиции, возведя их в абсолют. Греки создали новую модель универсальной вселенской империи, основным признаком которой стала «симфония властей», ставшая государственной идеологией Византии. Киевская Русь после принятия христианства в 988 году стала частью византийского «Pax Christiana» и легко вписывалась в византийские политические концепты как часть т.н. «Византийского содружества наций». Русские князья выстраивали свои отношения с церковью в рамках традиционного византийского цезарепапизма. После падения Византии и создания Османской империи Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством. Идея панрусизма, смешанная с идеей «византийского наследства», привела русскую политическую мысль к идее панславизма. Институты «царства» и «автокефальной церкви» были воплощены в жизнь при Иване IV и его ближайших преемниках. Со времен правления первых Романовых формула Филофея «Москва – третий Рим» начала истолковываться в политическом смысле и идея «византийского наследства» стала доминирующей в социально-историческом развитии российского государства. Идеей восстановления Византийской империи под эгидой Московского царя была обусловлена вся реформаторская политика Алексея Михайловича в отношении церкви. Попытки Запада трансформировать российские идеологические концепты в конкретную политическую программу борьбы с Османской империей оказались недостаточно успешными, а помощь России в дальнейшем способствовала освобождению балканских и кавказских народов от туркополии и сохранению их как самостоятельных этносов. Петр I разрушил устои старинных московских традиций и превратил Церковь в государственный орган, подчиненный императору. Но, уничтожив прежнюю мессианскую концепцию Вселенской православной державы, Петр I создал новую идеологию Священной империи и определил программу дальнейшего социально-исторического развития России, просуществовавшую до 1917 года.
Палеолог, М.В. «IMPERIUM SACRUM» КАК ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРСКОЙ ПАРАДИГМЫ / М.В. Палеолог, С.М. Чистова // Лесной вестник. Forestry Bulletin .— 2015 .— №4 .— С. 146-156 .— URL: https://rucont.ru/efd/416898 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЯ «IMPERIUM SACRUM» КАК ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРСКОЙ ПАРАДИГМЫ М.В. <...> Римская империя, пришедшая на смену эллинистическому миру, сформировала универсальное понятие государства. <...> Понятие «Pax Romana», «римский мир», ставило знак равенства между понятиями «мировое государство», «цивилизация» и «культурный мир». <...> В эпоху Средневековья на Западе универсальная идея «Imperium Sacrum» сформировалась окончательно и стала ключевой для развития государства и церкви. <...> Греки создали новую модель универсальной вселенской империи, основным признаком которой стала «симфония властей», ставшая государственной идеологией Византии. <...> Киевская Русь после принятия христианства в 988 году стала частью византийского «Pax Christiana» и легко вписывалась в византийские политические концепты как часть т.н. <...> После падения Византии и создания Османской империи Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством. <...> Идея панрусизма, смешанная с идеей «византийского наследства», привела русскую политическую мысль к идее панславизма. <...> Со времен правления первых Романовых формула Филофея «Москва – третий Рим» начала истолковываться в политическом смысле и идея «византийского наследства» стала доминирующей в социально-историческом развитии российского государства. <...> Идеей восстановления Византийской империи под эгидой Московского царя была обусловлена вся реформаторская политика Алексея Михайловича в отношении церкви. <...> Попытки Запада трансформировать российские идеологические концепты в конкретную политическую программу борьбы с Османской империей оказались недостаточно успешными, а помощь России в дальнейшем способствовала освобождению балканских и кавказских народов от туркополии и сохранению их как самостоятельных этносов. <...> Петр I разрушил устои старинных московских традиций и превратил Церковь в государственный орган, подчиненный императору. <...> Но, уничтожив прежнюю мессианскую <...>