ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1455)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, редактор журнала «Народное образование»
Åâãåèé ßáóðã, доктор педагогических наук, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Нина Целищева (редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска),
Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org: www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹2-3’2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.А. Остапенко
До основанья! А затем?
Стратегические и тактические шаги
по выходу российского образования
из системного кризиса
И.В. Бестужев-Лада
Ученье свет и ученье тьма
А.В. Могилев
«Стратегия развития
воспитания...», теперь «План
реализации стратегии…»,
а до самого воспитания дойд¸т
ли очередь?
Я.А. Елинская,
С.Г. Горин
«Национальная платформа
открытого образования»: роль,
место и проблемы субъектов
системы дополнительного
образования
А.А. Данилков,
Н.С. Данилкова
Сфера детского отдыха: состояние,
перспективы развития, тренды
П.А. Смирнов
Организаторы летнего отдыха
детей как персонажи
рыночной пьесы
9
Ситуация в образовании страны как системный кризис. Анализ и
систематизация факторов. Образ будущего как стратегическая сверхзадача
общества. Антропологический идеал человека, педагогическая тактика
воспитания как определённая антропопрактика и образовательная цель системы.
20
Очередная статья проекта, посвящённого памяти известного учёного,
публициста И.В. Бестужева-Лады, поднимает острейшую проблему —
оптимального, научно обоснованного содержания школьного образования.
25
Воспитательный процесс и личность ребёнка. Инструменты воспитания,
подходы, принципы, практика. Учебно-информационная среда
воспитания.
30
Вопросы дополнительного образования и переподготовки различных
категорий преподавателей, работающих с детьми и студентами,
использование инновационных форм преподавания, онлайн-обучения,
дистанционных и интерактивных форм подготовки в рамках запуска
национальной платформы открытого образования.
34
Необходимость разведения понятий «детский отдых», «оздоровление
детей», «временная занятость детей и подростков». Обзор статистических
результатов исследования сферы детского отдыха и оздоровления.
45
Результаты исследования современного состояния педагогических
отрядов, анализ их участия на рынке услуг детского отдыха и
оздоровления. Источники и типы финансирования деятельности
педагогических коллективов, экономические стратегии развития
педагогических отрядов и вызовы рыночной экономики, стоящие перед
руководителями педагогических объединений.
2
Народное образование 2-3’2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
М.Б.Зыков
Научение свободе во вс¸
более конкурентном мире
А.В. Вашкевич
Снижение дорожнотранспортных
проишествий:
социальные и педагогические
аспекты
52
Перемены, которые происходят в последние годы в национальной
системе общего среднего образования США. Быстрый рост
дистанционного школьного образования и возникновение нового типа
образовательных учреждений для детей — чартерных школ.
181
Критерии поведенческих факторов риска на дорогах — социальное
восприятие норм и правил, формирование ценностей, определяющих
приверженность установленным нормам. Деятельность мировых сообществ
по профилактике агентов риска. Исследование факторов готовности
общества к построению безопасной дорожной среды в России.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
А.А. Фролов,
Е.Ю. Илалтдинова,
С.И. Аксёнов,
В.Н. Неживенко
Израильский кибуц и трудовая
колония им. М. Горького:
общее в основах трудового
хозяйствования
Диакон Д. Копылов
А.С. Макаренко: безбожник
или православный?
Взгляд православного священника
61
«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, художественно отображающая
опыт колонии горьковцев, вышла на иврите в издательстве Федерации
кибуцев в январе 1941 (в серии «Библиотека рабочего»). К началу
1950-х гг. вышли ещё 3 издания этой книги, что говорит о её
популярности, влиянии на жизнь кибуцев в 1940–1950 гг.
и в последующем.
68
Беспризорность при живых родителях. Колоссальная проблема детского
одиночества.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Ю.А. Прохорова
Многопрофильное обучение
Москвы — успехи,
трудности и перспективы
М.М. Поташник
Заставь учителя
ФГОСам молиться —
он и лоб расшиб¸т
73
Обзор современного состояния организации многопрофильного обучения
в школах г. Москвы. Перспективы и трудности, связанные с этим
инновационным процессом.
78
Системность и мера. Гипертрофия метапредметных компетенций.
Ущербная добросовестность.
3
Народное образование 2-3’2016
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
А.Ю. Пименов
Школа на распутье:
из опыта формирования
образовательного комплекса
А.Б. Вифлеемский
Профессиональный стандарт
для школьного бухгалтера
А.А. Данилков,
Н.С. Данилкова
Роль детских лагерей
в развитии реб¸нка
Н.Ю. Лесконог
Технологии разработки
образовательной программы
профильной смены
Е.Н. Папуша
Педагогический мониторинг
загородных лагерей
А.Б. Вифлеемский
Летний оздоровительный
лагерь в лесу
83
Реструктуризация сети школ. Совет по стратегии развития школ.
Критерии эффективности управления.
93
Бухгалтерский учёт. Функции школьного бухгалтера. Профстандарт
«Бухгалтер». Финансовый анализ. Финансовая отчётность.
105
Детский лагерь как мощный психолого-педагогический инструмент
в организации воспитания, развития и личностного роста детей.
Функции лагеря, его жизненная необходимость и развитие.
114
Создание условий для зарождения идей в профильной смене.
Реализация продуманных модулей образовательной программы в регионе.
Он-лайн-сопровождение мероприятий. Поддержка специалистов.
118
Опыт Ульяновской области по проведению педагогического мониторинга
деятельности загородных лагерей. Управленческие цели, условия
проведения и содержание по трём направлениям мониторинга.
122
Летний отдых. «Лесные» требования. Водные объекты общего
пользования. Требования к территории детского лагеря.
Консультации
Е.Л. Болотова 129
Обязанности классного руководителя во время каникул. Оплата труда
педагогов дополнительного образования. Работа летнего пришкольного
оздоровительного лагеря. Продолжительность рабочего времени учителя
в школе в летние каникулы. Как оплатить учителю работу надомного
обучения летом.
С.Б. Хмельков 133
Обучение работника за счёт средств работодателя. Несоответствие
занимаемой должности. Предоставление педагогическим работникам
ежегодного удлинённого оплачиваемого отпуска.
4
Народное образование 2-3’2016
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.Н. Халамов
Модель дополнительного
образования детей
для подготовки инженерных
кадров России
И.И. Фришман
Программы дополнительного
образования в летних
профильных лагерях
А.А. Мурашов
Формирование
коммуникативных навыков
в процессе обучения:
критерии оценки
135
Реализация модели технического образования «От детского сада до
производства» в регионах РФ. Ключевые особенности. Ориентиры
работы. Взаимодействие с учреждениями профобразования.
139
Разработка и подготовка программ летних профильных лагерей для
детей и молодёжи. Этапы и механизмы проектирования программ летних
профильных лагерей.
142
Основные критерии оценки учебной речи, которая представляет
«ораторские фестивали» на разных этапах обучения. Коммуникативная
компетенция как важнейшее средство социализации личности и её
перспективной самореализации.
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Д.В. Григорьев
Политика идентичности
и уклад школы
147
Новые стандарты образования. Значимость метапредметности и идентичности.
Гражданская идентичность и толерантность. Подходы
к патриотическому воспитанию. Политика идентичности. Формирование
гражданина. Уклад школы как педагогический инструмент. Школа как
субъект развития местного сообщества.
В.В. Морозов
О воспитании человечности
А.В. Щербина
Какими мы видим детей?
Кредо педагога дополнительного
образования
163
Гуманистическая педагогика С.Л. Соловейчика и педагогика
А.С. Макаренко. Понимание любви в педагогических парадигмах
А.Макаренко и С. Соловейчика. Диалектика любви и дисциплины.
169
Педагог детского туризма более воспитатель, чем учитель.
Реализация потенциала в отношении здоровья и интеллектуальных
возможностей. Цели воспитания. Качества личности: нравственный
стержень, гуманизм и ответственность. Макаренковский «метод
упражнения в поведении».
5
Народное образование 2-3’2016
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Б.В. Куприянов,
С.Г. Косарецкий
Туристическая палатка
или санаторная палата?
Оценка потенциала традиционных
форм организации летнего
отдыха детей
А.В. Волохов
Содержательные
направления программ
детских оздоровительных
лагерей
А. Гордеев
Дети не бывают виноваты…
175
Исследование и оценка потенциалов традиционных форм и практик
организации летнего отдыха детей. Обеспечение социальных ожиданий
детей, запросов родителей. Потенциал экономической эффективности
организации летнего отдыха. Рейтинг лагерей. Целесообразность
государственной поддержки.
182
Особенности содержательных направлений воспитательно-педагогических
программ детских оздоровительных лагерей (ДОЛ). Основные
компоненты воспитательной системы детского оздоровительного лагеря,
параметры содержательных направлений воспитательно-педагогических
программ и параметры рекреационной среды.
185
Художественно об опыте воспитания.
Консультации
О.В. Козачек 189
Как защититься подростку от нападения; стоит ли отправлять в лагерь
третьеклассницу; когда выполнять школьные задания, если каникулы
и др.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
Д.В. Григорьев,
Н.В. Григорьева
Аксиология воспитания
В.А. Караковского
Л.П. Шопина
С благодарностью
и любовью…
193
Базовые ценности воспитания человека — «восемь ценностей
Караковского» — аксиологическая модель, разработанная в русле
подхода В.А. Караковского, имеет сегодня широкое практическое
применение.
200
Во всех детских оздоровительных лагерях России и во многих бывших
союзных республиках дети играют летом в «Цирк». Универсальная
игровая форма, позволяющая создать фееричное шоу детям, не имеющим
никаких навыков. «Вечному рыцарю детства» А.А. Фомину
посвящается...
Стр.8