Министерство образования и науки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Р. И. Зинурова, Г. Р. Хамидуллина, Г. Р. Гатина ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Монография Казань Издательство КНИТУ 2015 1 УДК 658.516:378 ББК 74.58:30.607 Зинурова Р. И. <...> Инновационные подходы к управлению качеством в образовательной системе : монография / Р. И. Зинурова, Г. Р. Хамидуллина, Г. Р. Гатина; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. <...> ISBN 978-5-7882-1835-9 Посвящена вопросам менеджмента качества образования в учреждениях высшего профессионального образования в условиях модернизации и развития рыночных отношений и интеграции российской системы образования в единое европейское пространство высшего образования. <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского национального исследовательского технологического университета Рецензенты: зам. директора комплексного центра обучения в сфере энергоэффективности Инженерного института КФУ, д-р техн. наук И. А. Конахина нач. отдела мониторинга качества образования КФУ, канд. биол. наук Е. А. Соколова ISBN 978-5-7882-1835-9 © Зинурова Р. И., Хамидуллина Г. Р., Гатина Г. Р., 2015 © Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015 2 ВВЕДЕНИЕ Развитие и модернизация образования в нашей стране является важным и многосложным процессом. <...> Следует отметить, что система образования имеет сложную иерархическую структуру, ключевым сегментом которой является высшее профессиональное образование (ВПО). <...> В этой связи система образования требует прогрессивной модернизации, для чего нужны совместные усилия государства, общества и бизнеса. <...> Проявляется данный процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образовательная система и наука; усиливается значение <...>
Инновационные_подходы_к_управлению_качеством_в_образовательной_системе__монография.pdf
УДК 658.516:378
ББК 74.58:30.607
Зинурова Р. И.
Инновационные подходы к управлению качеством в
образовательной системе : монография / Р. И. Зинурова,
Г. Р. Хамидуллина, Г. Р. Гатина; М-во образ. и науки России, Казан.
нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2015. – 84 с.
ISBN 978-5-7882-1835-9
Посвящена вопросам менеджмента качества образования в
учреждениях высшего профессионального образования в условиях
модернизации и развития рыночных отношений и интеграции
российской системы образования в единое европейское пространство
высшего образования. Рассматриваются вопросы повышения качества
подготовки кадров в системе высшего образования на основе
внедрения в вузах современных систем менеджмента качества.
Предназначена для работников образовательной сферы,
преподавателей и студентов вузов, специализирующихся на управлении
качеством в образовательной сфере.
Подготовлена на кафедре менеджмента и предпринимательской
деятельности.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Рецензенты:
зам. директора комплексного центра обучения
в сфере энергоэффективности Инженерного
института КФУ, д-р техн. наук И. А. Конахина
нач. отдела мониторинга качества образования
КФУ, канд. биол. наук Е. А. Соколова
ISBN 978-5-7882-1835-9 © Зинурова Р. И., Хамидуллина Г. Р.,
Гатина Г. Р., 2015
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………. 4
1.1. Понятие и социально-экономическая сущность
образовательной системы……………………………………… 4
1.2. Образовательное учреждение как форма некоммерческих
организаций……………………………………………………… 10
1.3. Зарубежный опыт развития организационноэкономического
механизма образовательных учреждений… 22
1.3. Развитие образования в системе соответствия
международным стандартам качества………………………. 30
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ………………………………………………….. 37
2.1. Управление качеством как основной фактор повышения
эффективности управления системой образования…………… 37
2.2. Государственно-частное партнерство как фактор развития
образовательной системы……………………………………….. 51
2.3. Развитие образовательной системы в составе кластера…. 56
2.4. Особенности механизма управления автономными
учреждениями в образовательной системе……………………..
2.5. Электронные образовательные ресурсы как фактор
повышения качества высшего профессионального
образования……………………………………………………….
61
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….. 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 80
83
Стр.83